Веста Теребова
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе «Краски детства»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Публикация «Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе „Краски детства“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Паспорт проекта
Наименование: «Краски детства»
Составитель проекта : Теребова В. А.
Вид проекта : Информационный, познавательный, творческий.
Длительность проекта : Долгосрочный
Сроки и этапы реализации проекта : Сентябрь 2015 - Май 2016гг
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Продукты детской деятельности : рисунки, выставки.
Итоговое проектное мероприятие : Выставка детских рисунков по нетрадиционной технике рисования «Краски детства»
Этапы работы
1. Организационный (сентябрь-ноябрь)
Разработка проекта
Ознакомление родителей с проектом
Подбор материала для художественной деятельности
Изготовление дидактических игр
Разработка тематического плана мероприятий
Подбор иллюстраций, фотографий
Подбор материала для родителей
2. Внедренческий (декабрь-май)
Работа с детьми
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми)
Рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий
Игры
Наблюдение за природой
Оформление выставки
Работа с родителями
Проведение анкетирования для родителей на тему: «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»
Папка-передвижка: «Роль рисования в жизни ребенка»
Папка-передвижка: «Рисование нетрадиционными способами»
Домашнее задание
3. Аналитический
Ознакомление родителей с результатами реализации проекта
Ознакомление воспитателей ДОУ (педсовет; презентация)
Проблемы:
Недостаточность дидактического материала, художественного материала для рисования.
Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Цель: Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа. Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивающая среда :
Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
ПЛАН РАБОТЫ
Свою работу начали с хорошо знакомых для детей данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками, рисование ватными палочками, рисование ладошками. Затем постепенно вводили новые техники : техника «принт», оттиск поролоном, тычкование, набрызг, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, рисование по мокрому. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с набрызгом, кляксографией обычной и с трубочкой, печать по трафарету, монотопией предметной.
Вследствие этого, был составлен план совместной деятельности с детьми:
Декабрь
Рисование пальчиками
«Снеговик и елочка»
Рисование ладошками
«Осминожки»
Рисование ватными палочками
«Воспоминания о лете»
Январь
Техника «принт» отпечатками листьев
«Зимние деревья»
Оттиск поролоном
«Цветы в вазе»
Февраль
Тычок жесткой полусухой кистью
«Ежик»
Набрызг
«Корзина с овощами и фруктами»
Оттиск пробкой
«Стая рыбок»
Март
Оттиск печатками из картофеля
«Волшебный цветок»
Печать по трафарету
«Кораблик»
Оттиск смятой бумагой
«Цыпленок и котенок»
Апрель
Кляксография обычная
«Осенний лес»
Кляксография с трубочкой
«Сакура»
Восковые мелки+акварель
«Ракета»
Монотопия предметная
«Сапожки в луже»
Май
Рисование по мокрому
«Зайка»
Для родителей были сделаны папки-передвижки: «Роль рисования в жизни ребенка», «Рисование нетрадиционными способами» и анкетирование «Любит ли Ваш ребенок рисовать». Также было домашнее задание на тему: «Краски детства»
Итоговое проектное мероприятие : Выставка детских работ
Заключение
Проект «Краски лета» направлен на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Деткам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.