Кристина Волнякова
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию из бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию из бумаги».
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.
Публикация «Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию из бумаги» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумага. Конструирование из бумаги
- Конструирование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
Конструирование из бумаги - этот вид деятельности, который, в отличие от других видов художественной деятельности, изучают только на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики и методических пособий, обучение строится лишь на подражательной основе - используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки.
Существует разная техника работы с бумагой : сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию.
Различают три формы организации обучения конструированию : 1. конструирование по образцу, 2. конструирование по условиям и 3. конструирование по замыслу
1. Конструирование по образцу, разработанное Фридрихом. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества [19].
2. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост).
3. Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников : их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы.
Основными техническими приёмами работы для воспитанников старшей группы являются сгибание и разрезывание.
Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МБДОО № 4 «Тополек», расположенном в станице Гиагинской, ул. Восточная 50. Воспитатель – Байрышова Наталья Александровна. В группе 20 человек, возраст детей 5-6 лет. Для проведения эксперимента мы разделили группу пополам по 10 человек: на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – констатирующий, на котором проводилось обоснование и выбор показателей, критериев и методики оценки первоначального уровня знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста старшей группы в конструировании из бумаги на занятиях изобразительной деятельности.
Второй этап – формирующий, на котором нами проводилась разработка и апробирование предложенных приемов обучения, обработка полученных результатов.
Третий этап – контрольный, на котором проводилась повторная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей в конструировании из бумаги по окончании эксперимента. Обработка и оценка эффективности предложенных экспериментальных приемов обучения.
Основная цель констатирующего этапа : определить первоначальный уровень конструктивных знаний умений и навыков детей с помощью выбранных нами показателей, критериев и методики.
В качестве основных задач на данном этапе выступали.
1. Выявление отношения детей к конструированию из бумаги.
2. Обоснование и выбор критериев оценки умений, навыков и самостоятельности детей в конструировании из бумаги.
3. Определение первоначального уровня конструктивных знаний умений, навыков и самостоятельности детей с помощью выбранных нами показателей, критериев и методики.
Из литературы известно несколько диагностик для оценки конструктивных навыков и умений в изобразительной деятельности.
В нашей работе уровень конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности исследовались на основе метода наблюдения, разработанного Валентиной Петровной. Дубровой с помощью диагностического занятия: «Помоги Зайчику».
На констатирующем этапе нами были выбраны две техники конструирования из бумаги : оригами и киригами.
По методике В. П. Дубровой применяются следующие критерии уровня развития конструктивных умений в изготовлении подвижной игрушки:
По этой методике применяются следующие критерии уровня развития конструктивных умений из бумаги :
Высокий – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, надрезать по сплошным линиям, сгибает по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливает поделку, правильно скрепляет подвижные детали.
Средний – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, затрудняется точно надрезать по сплошным линиям, неаккуратно складывает поделку по пунктирным линиям. Поделку выполняет, но недостаточно аккуратно. Испытывает некоторые затруднения в правильности скрепления подвижных деталей.
Низкий – испытывает затруднения в выполнении поделки. Поделка выполнена не полностью или ребёнок отказывается от работы.
Критериями уровня проявления самостоятельности в конструировании из бумаги являются следующие :
Высокий уровень – ребёнок включается в трудовую деятельность самостоятельно, трудится охотно, с радостью; доводит работу до конца, достигает поставленной задачи – по 3 балла.
Средний уровень – ребёнок трудится охотно, по побуждению взрослого; с помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели – по 2 балла
Низкий уровень – не доводит работу до конца или отказывается участвовать в ручном труде – по 1 баллу
Нами были выбраны критерии оценивания уровня конструктивных знаний, умений, навыков и самостоятельности детей. Была использована диагностика, результаты анализа которой позволили нам сделать вывод о том, что уровень навыков и умений в ЭГ и КГ находится в этом виде изобразительной деятельности на низком уровне. В ЭГ даже на более низком, чем в КГ.
Результаты исследования показали, что в группах ЭГ и КГ первоначальный высокий уровень конструктивных умений и самостоятельности у детей составил 0%.
Средний уровень первоначальных конструктивных умений и самостоятельности в ЭГ – 40% (четыре ребёнка, в КГ – 50% (пять детей). Это на 10% больше, чем в ЭГ. Низкий уровень первоначальных конструктивных умений и самостоятельности в ЭГ у шести детей 60%, в КГ у пяти детей - 50%. Это также показывает, что уровень конструктивных умений и самостоятельности в КГ выше на 10%, чем в ЭГ.
Таким образом, было установлено, что первоначальные уровни развития конструктивных умений и проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек фрагментарные, неполные, но в контрольной группе они даже выше, чем в нашей экспериментальной.
Дети умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, надрезать по сплошным линиям, сгибать по пунктирным линиям, неаккуратное выполнение поделки. Трудятся дети по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют. Работа с детьми в данном направлении не проводилась.
На формирующем этапе нами разработана и апробирована методика занятий для дошкольников и проведен цикл занятий с использованием различных заданий по изготовлению конструкций из бумаги в технике оригами и киригами и выполнен их анализ.
Цель формирующего этапа: разработать серию занятий по развитию конструктивных умений и самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки у детей старшей группы. Обучающий этап эксперимента проводился с экспериментальной группой (ЭГ) в 2019 году.
Формирующий этап эксперимента включал в себя серию занятий. Основное в этих занятиях – показ и соблюдение точной последовательности изготовления изделий из бумаги в техниках «оригами» и «киригами» с использованием различных заданий по изготовлению конструкций из бумаги и их анализа.
Рассмотрим основные этапы обучения конструированию в старшей группе детского сада из бумаги :
Первый этап (4 занятия).
Тема занятий этапа № 1: Освоение новых приё мов оригами:
- отгибание боковых сторон прямоугольника к центру;
- отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным.
Новыми техниками дети овладевают на протяжении четырё х занятий:
Дети создают простейшие изделия, не требующие дополнительной детализации (стул, стол, телевизор и т. д.). Пояснение лучше проводить в стихотворной форме, адаптированной для детского восприятия.
Второй этап (4 занятия) – решение проблемных задач. Занятия выстраиваются в соответствии с логикой усложнения заданий.
Тема занятий этапа №2 «Собачка» способом отгибания боковых углов. В дальнейшем задача усложняется, поскольку детали носят более абстрактный характер (кружки, квадраты, полоски, и детям необходимо самостоятельно придумать образ поделки и способ её изготовления, проявив творческое воображение и фантазию.
Создание детьми поделок на основе формы цилиндра, например, элементов для праздничной гирлянды, дерева, бабочки и т. д. Используя одну и ту же базовую форму цилиндра, дети изобретают новые изделия.
Третий этап (не менее трёх занятий) :
Детям предлагаются различные схемы и идеи конструирования для их самостоятельной работы.
Тема занятий этапа № 3: Схемы и идеи конструирования
«Весёлые животные» — фигурки в технике оригами
«Весёлая мордочка» — кармашек для карандашей и ручек
(слайд 15) «Букет цветов» — композиция в технике оригами
«Объёмная открытка» — поделка в технике киригами
«Весёлые фрукты» — поделки в технике киригами
«Пожарная машина» — поделка из коробки
Таким образом, в течение 4-х месяцев длилась экспериментальная работа по развитию умений дошкольников в конструировании из бумаги.
Для проверки эффективности разработанных нами занятий на контрольном этапе мы провели повторную диагностику.
Цель: выявление эффективности приемов обучения на занятиях по развитию умений детей старшей группы в конструировании из бумаги.
Задачи:
– провести повторное диагностическое исследование.
– проанализировать результаты исследования
– сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Диагностическое исследование проводилось (контрольный эксперимент) проводилось аналогично констатирующему эксперименту по методике, разработанной В. П. Дубровой.
Результаты исследования показали что в группах ЭГ и КГ высокий уровень конструктивных умений составляет : 50% и 10% соответственно.
Средний уровень конструктивных умений в ЭГ – 40 % (4 детей, в КГ – 70 % (семь детей).
С низким уровнем в ЭГ осталось 10 % 1 человек, а в КГ осталось 2 детей на низком уровне 20%.
Если учесть, что большинство детей экспериментальной группы имели низкий уровень конструктивных умений и проявления самостоятельности, то их результаты довольно улучшились, и наблюдается положительная динамика в их навыках.
Показатели уровня развития проявления самостоятельности
Как видно из приведенных данных, высокий уровень самостоятельности в ЭГ составляет 30%, в КГ-10% соответственно.
Средний уровень самостоятельности в ЭГ -70% и КГ-70%, однако в КГ осталось 2 детей на низком уровне (20%, а в ЭГ детей с низким уровнем самостоятельности не осталось.
Таким образом, было установлено, что уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении из бумаги заметно повысились. Дети стали активно включаться в работу, с радостью, с удовольствием. Проявляли чаще самостоятельность и аккуратность в работе. Поставленной цели дети этой подгруппы достигали в основном самостоятельно.
Контрольная группа так же не могла не изменить показатели, так как они продолжали заниматься на занятиях по труду.
В контрольной группе тоже изменился уровень конструктивных умений, но активности и самостоятельности в работе практически не проявляли, а делали всё по побуждению. Дети этой группы умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, затрудняются надрезать по сплошным линиям, сгибать по пунктирным линиям, не аккуратно выполняют поделки.
Проведенные исследования показали, что предложенные приемы позволяют повысить уровень конструктивных умений и самостоятельности при конструировании из бумаги детей старшей дошкольной группы. Таким образом, сформулированные нами задачи решены, цель исследования достигнута. Поэтому можно считать, что выдвинутая нами гипотеза экспериментально подтверждена.