Елена Ерофеева
Проект по ОБЖ «Безопасные дороги — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ – ДЕТЯМ
Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней и старшей группы.
Срок реализации: три месяца.
Тип проекта : долгосрочный.
Вид проекта : информационно-творческий, игровой.
Создание проблемы:
Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Уважает ли он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект по ОБЖ „Безопасные дороги — детям“» размещена в разделах
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знать правила дорожного движения – главная задача на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная правилам дорожного движения.
Цель проекта : способствовать формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Задачи проекта :
Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
Способствовать развитию у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
Выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
Способствовать воспитанию в детях грамотных пешеходов.
Этапы работы над проектом :
I этап. Подготовительный.
1. Подбор материала по правилам дорожного движения.
2. Рассматривание рисунков, иллюстраций о дорожных ситуациях.
3. Знакомство с литературными произведениями.
4. Изготовление и приобретение дидактических игр по ПДД.
5. Разработка перспективного плана по ПДД.
6. Разработка и создание картотеки дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.
• Консультации «Родителям – о безопасности дорожного движения», «Три закона безопасности пешехода на дороге».
II этап. Основной:
Чтение художественной литературы по теме проекта.
Рассматривание иллюстраций, фото о ПДД, дорожных знаков.
Просмотр видео и мультфильмов по ПДД.
Изготовление с детьми макетов и атрибутов для игр.
Художественная мастерская по теме проекта.
Обыгрывание дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по ПДД.
Решение игровых проблемных ситуаций.
Наблюдения на прогулках.
Разгадывание ребусов и кроссвордов.
Презентации.
Интерактивные игры.
Беседы, ситуативные разговоры.
Игра-викторина «Соблюдайте правила дорожного движения».
Развлечение «Улица полна неожиданностей».
Работа с родителями:
Проведение консультаций.
Стендовая информация «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?».
Памятка «Что должен знать ребёнок в среднем дошкольном возрасте о правилах поведения на дороге».
Папка – передвижка по ПДД.
III этап. Заключительный.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Оформление результатов проекта в виде презентации, выставки детских работ.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование элементарных представлений о правилах дорожного движения.
2. Расширение и пополнение детского словаря словами: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…
3. Закрепление представлений о различных видах транспорта, дорожных знаках, движении транспорта.
4. Изготовление макета по дорожному движению для самостоятельных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5. Активизация знаний родителей об особенностях ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улицах, в транспорте.
6. Воспитание грамотного пешехода.
7. Формирование готовности родителей к сотрудничеству по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Перспективное планирование:
Сроки Тема Цель Методы и приёмы
1 неделя «Транспорт» Пополнить знания детей о различных видах транспорта, упражнять в классификации средств передвижения (легковой, грузовой и т. д.) 1. Рассматривание картинок с изображением разных видов транспорта.
2. Беседа с детьми об истории транспорта.
3. Чтение рассказа М. Ильина «Машины на нашей улице».
4. Прогулка. Наблюдение за движением транспорта.
5. Дидактические игры «Собери машину», «Угадай транспорт».
6. Подвижные игры «Стоп», «Кто
быстрее перевезет машину по дорожке».
7. Рисование по памяти разных видов транспорта.
8. Презентация «Правила дорожного движения». 9. Интерактивная игра «Незнайка в большом городе».
2 неделя «Специальные машины» Способствовать формированию представлений детей
о специальном транспорте, его назначении и важности в жизни человека. 1. Беседа о машинах специального назначения.
2. Чтение стихотворений: С. Баруздин «Сказка о трамвае», И. Кирясова «Автобус», «Троллейбус».
3. Игра-домино «Транспорт».
4. Постройка различных видов машин из конструктора «Лего», обыгрывание.
5. Подвижная игра «Цветные автомобили».
6. Прогулка. Наблюдение за работой водителя.
7. Сюжетно-ролевая игра «Автопарк».
8. Дидактические игры «Угадай,
на чем повезем», «Найди лишний транспорт»
3 неделя «Осторожно, улица»
Способствовать формированию понятия о строении и разметке улиц, закрепить знания правил перехода проезжей части. 1. Рассматривание и составление рассказа по картине «Улица города».
2. Моделирование проблемной ситуации «Как перейти через дорогу».
3. Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
4. Прогулка. Знакомство с улицей,
на которой находится детский сад.
5. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
6. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Это улица моя».
7. Аппликация «Моя улица».
8. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением городских улиц. 9. Презентация «Правила дорожного движения».
4 неделя «Регулировщик» Расширить знания детей о работе сотрудников ГИБДД, способствовать развитию уважения к труду взрослых. 1. Знакомство с работой инспектора ГИБДД.
2. Дидактические игры «Регулировщик», «Помоги инспектору».
3. Чтение и обсуждение произведений: А. Дорохов «Влиятельная палочка», Я. Пишумов «Постовой».
4. Игры на площадке с дорожной разметкой.
5. Подвижные игры «Умелый пешеход», «Самый быстрый».
6. Прогулка. Наблюдение за легковыми автомобилями.
7. Рисование «На посту в любую погоду»
Июль
1 неделя «Светофор» Пополнить знания детей об истории появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать, какие бывают светофоры. 1. Беседа на тему «Как устроен светофор».
2. Чтение стихотворений: А. Дмоховский «Для чего нам светофор»,
А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный».
3. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением разных светофоров.
4. Решение проблемных ситуаций
(на настольном перекрестке).
5. Подвижные игры «Делай, как я», «Стой – иди».
6. Дидактические игры «Светофор», «Продолжи ряд слов».
7. Прогулка к проезжей части, где находятся светофор и пешеходная дорожка.
8. Лепка «Светофор – помощник
на дороге».
2 неделя «В мире дорожных знаков» Классифицировать дорожные знаки : запрещающие, предупреждающие, предписывающие. Расширить представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам. 1. Беседа на тему «Зачем нужны дорожные знаки».
2. Дидактические игры «Найди и назови», «Дорожное домино».
3. Игры с макетом: «Расставь правильно знаки».
4. Изготовление атрибутов к игре «Гараж», «Автобус».
5. Чтение произведения: С. Волков «Про правила дорожного движения».
6. Подвижная игра «Будь внимательным».
7. Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
8. Прогулка. Сравнение грузового
и легкового автомобиля.
9. Загадки и стихи о дорожных
знаках. 10. Интерактивная игра «Дорожные знаки».
3 неделя «Знаки сервиса» Пополнить знания о дорожных знаках сервиса, их назначением
и важностью в жизни человека. 1. Беседа о знаках сервиса.
2. Рисование по памяти известных дорожных знаков.
3. Прогулка. Изучение дорожных знаков в реальных условиях.
4. Чтение: А. Дмоховский «Чудесный островок».
5. Подвижная игра «К своим знакам».
6. Дидактические игры «Дорожные знаки», «Четвертый лишний».
7. Решение проблемной ситуации:
«Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки».
8. Рассматривание знаков сервиса: «Пункт медицинской помощи», «Пост ГАИ», «Больница», «Пункт питания», «Место отдыха» и т. д.
9. Просмотр мультфильма «Смешарики» (азбука дорожного движения).
4 неделя «Перекресток» Закрепить знания детей об особенностях движения транспорта на перекрёстке, дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке. 1. Беседа «Опасный перекресток».
2. Игра-викторина «Соблюдайте правила дорожного движения».
3. Сюжетно-ролевая игра «Мы едем на дачу».
4. Дидактические игры «Дорожная азбука», «Найти ответ».
5. Рисование на тему: «Дорога и я».
6. Рассматривание иллюстраций
и картинок с изображением дороги
и перекрестка.
7. Чтение стихотворения: О. Бедарев «Азбука безопасности движения».
8. Решение ребусов и кроссвордов.
9. Эстафеты: «Кто быстрее соберет светофор», «Перевези груз»
Август
1 неделя «Велосипед и самокат» Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде. 1. Беседа «Велосипед и как им пользоваться».
2. Дидактические игры «Оцени поступок», «Подбери правильный путь».
3. Рассматривание самокатов и велосипедов.
4. Чтение произведений: С. Михалков «Велосипедист», Н. Кончаловская «Самокат».
5. Игры с макетом улицы. Обсудить места, безопасные для катания
на велосипеде.
6. Прогулка. Наблюдение за катанием на велосипедах старших детей.
7. Сюжетно-ролевая игра «Я – регулировщик».
8. Подвижная игра «Передай жезл». 9
2 неделя «Движение транспорта
и пешеходов» Обеспечить развитие умения со взрослыми переходить через улицы разных типов. 1. Беседа «Пешеход на улице».
2. Решение ситуации «Транспорт движется с трех сторон».
3. Дидактические игры «Загадай
загадку, покажи отгадку», «Дорожное – не дорожное».
4. Составление правил пешехода.
5. Подвижная игра «Трамвай».
6. Чтение произведения: А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
7. Прогулка. Наблюдение за движением пешеходов.
8. Игры на площадке с дорожной разметкой.
9. Сюжетно-ролевая игра «Пункт медицинской помощи».
10. Изготовление макетов и атрибутов к различным играм.
3 неделя «Готовы ли мы стать пассажирами» Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке. Пассажир обязан:
в транспорте держаться
за поручни, не толкаться, входить
с задней площадки – с передней площадки выходить. 1. Беседа «Разговор о правилах поведения пассажиров».
2. Прогулка. Наблюдение за работой маршрутного такси (автобуса).
3. Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Можно – нельзя».
4. Решение проблемной ситуации. «Как должен поступить пассажир, если.».
5. Подвижная игра «Найди каждый свою остановку».
6. Сюжетно-ролевая игра «В автобусе».
7. Чтение: С. Михалков «Скверная история».
8. Просмотр мультфильма о правилах дорожного движения.
9. Составление памятки пассажира.
10. Конструирование «Мой микрорайон»
4 неделя «Загородная дорога» Способствовать формированию у детей представлений о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Способствовать запоминанию дорожного знака «Железнодорожный переезд». На примере литературных произведений закрепить знания правил поведения. 1. Беседа о правилах поведения
за городом.
2. Игра-забава «Это я, это я, это все мои друзья».
3. Дидактические игры «Составь дорожный знак», «Дорисуй».
4. Решение дорожных задач.
5. Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем».
6. Чтение произведения: С. Михалков «Дядя Стёпа».
7. Прогулка. Побуждать детей к соблюдению правил поведения
на улице.
8. Литературный конкурс
«Дорожная азбука».
9. Конструирование «Железная дорога».
Июнь
Рассматривание картинок с изображением разных видов транспорта.
Дидактическая игра «Собери машину».
Подвижная игра «Кто быстрее перевез машину по дорожке».
Рисование на память разных видов транспорта.
Игра-домино «Транспорт».
Постройка различных видов машин из конструктора «Лего», обыгрывание.
Подвижная игра «Цветные автомобили».
Дидактическое упражнение «Дорисуй недостающий вид транспорта».
Рассматривание и составление рассказа по картине «Улица города».
Сюжетно-ролевая игра «Автопарк».
Моделирование проблемной ситуации «Как перейти через дорогу».
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
Аппликация «Моя улица».
Знакомство с работой инспектора ГИБДД.
Дидактическая игра «Регулировщик».
Игры на площадке с дорожной разметкой.
Презентация «Правила дорожного движения».
Интерактивная игра «Незнайка в большом городе».
Июль
Беседа на тему: «Как устроен светофор».
Подвижная игра «Светофор».
Лепка «Светофор – помощник на дороге».
Решение проблемных ситуаций (на настольном перекрестке).
Игры с макетом. «Расставь правильно знаки».
Беседа на тему «Зачем нужны дорожные знаки».
Дидактическая игра «Дорожные знаки».
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Развлечение «Улица полна неожиданностей».
Подвижная игра «К своим знакам».
Беседа «Опасный перекресток».
Решение ребусов и кроссвордов.
Игра-викторина «Соблюдайте правила дорожного движения».
Просмотр мультфильма «Смешарики» (азбука дорожного движения).
10. Интерактивная игра «Дорожные знаки».
Август
Сюжетно-ролевая игра «Мы едем на дачу».
Дидактическая игра «Дорожная азбука».
Рисование «Дорога и я».
Беседа «Велосипед и как им пользоваться».
Рассматривание самокатов и велосипедов.
Игры с использованием макета улицы. Обсудить места, безопасные для катания на велосипеде.
Подвижная игра «Передай жезл».
Беседа «Пешеход на улице».
Игры с использованием дорожной разметки.
Сюжетно-ролевая игра «Пункт медицинской помощи».
Изготовление макетов и атрибутов.
Конструирование «Мой микрорайон».
Решение проблемной ситуации: «Как должен поступить пассажир, если.».
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Конструирование «Железная дорога».
Решение ситуации «Транспорт движется с трех сторон».
Дидактическая игра «Составь знак».
Просмотр мультфильма о правилах дорожного движения.
Результат проекта.
1. У детей сформированы элементарные представления о правилах дорожного движения (умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения и выхода их них).
2. Расширен и пополнен детский словарь словами: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…
3. У детей закреплены представления о различных видах транспорта, дорожных знаках, движении транспорта.
4. Изготовлен макет по дорожному движению для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
5. Активизированы знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
6. Способствовали воспитанию грамотного пешехода.
7. Сформирована готовность родителей к сотрудничеству по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Продуктами проекта стали :
– Анкета для родителей: «Взрослые и дети на улицах города».
– Консультации «Чтобы не случилось беды…», «Три закона безопасности на дороге».
– Информационный материал для родительского уголка.
– Выставка детского творчества (художественная мастерская).
- Изготовление макета по дорожному движению, атрибутов для игр, создание картотеки игр по ПДД, дидактических игр.
-Конструирование улиц, транспорта из разных видов конструктора.
Список литературы и источников:
1. Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Основы безопасности
детей дошкольного возраста»;
2. Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В. А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма»;
5. Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
6. Рубляк В. Э. «Правила дорожного движения»;
7. Смушкевич Е. С., Якупов А. Я. «мы по улице идем»;
8. Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
Художественная литература:
1. Бедарев О. «Азбука безопасности»;
2. Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
3. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
4. Домоховский А. «Чудесный островок»;
5. Житков Б. «Светофор»;
6. Иришин В. «Прогулка по городу»;
7. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
8. Кожевников В. «Светофор»;
9. Кончаловская Н. «Самокат»;
10. Мигунова И. «Друг светофор»;
11. Михалков С. «Дядя Степа»;
12. Михалков С. «Моя улица»;
13. Михалков С. «Три чудесных цвета»;
14. Михалков С. «Скверная история»;
15. Обойщиков К. «Светофорик»;
16. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
17. Хурманек Д. «Перекресток».
Интернет-ресурсы:
1. Смешарики. Азбука безопасности. См:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от
01.12.2014
2. Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от
01.12.2014