Елена Крутенева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-информационный, групповой. Продолжительность: краткосрочный. (19.10.2020г. – 7.11.2020г.)
Участники проекта : воспитатели группы : Тюняева И. А., Крутенёва Е. В. ,
дети второй младшей группы «Мишутка», родители.
Актуальность проекта (проблема). В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
1 этап. Подготовительный
Проблема Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.
Цель: Помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, расширять представление детей о семейных ценностях, традициях, праздниках, прививать к детям чувство привязанности к семье, дому, улице, родному городу. Задачи:
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия», систематизировать и расширить знания детей в данной области; • Закрепить знания детьми названия города, названия улицы, на которой живёшь;
• Обогатить знания о достопримечательностях местах родного города;
• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
• Способствовать воспитанию основ нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи для воспитателей :
• Изучение и анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
• Опрос детей по проблеме;
• Планирование работы;
• Подбор разных видов игровой деятельности;
• Подбор литературных произведений;
• Создание предметно-развивающей среды;
• Организация совместной игровой деятельности;
• Выявление образовательных потребностей родителей, уровень их компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей. Задачи для родителей:
• Сформировать представления о родословной своей семьи, приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству своего двора, улицы• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей• Читайте ему книги о культуре, традициях своего народа• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
• Взаимодействовать с воспитателями группы по вопросу нравственно-патриотического воспитания детей при помощи игровой деятельности, в домашних условиях.
Гипотеза: если, систематически использовать разнообразные средства воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию детей. Ожидаемые результаты:
• Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
• Проявление уважение и забот ко всем членам семьи.
• Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. • Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
• Расширение знаний и представлений о родном городе.
• У детей появится интерес к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• В период реализации проекта еще более укрепятся детско-родительские отношения, родители более грамотно будут относиться к решению проблем, возникающих с детьми.
• Родители принимают активное участие в проектной деятельности. Деятельность:
Взрослого:
• Опрос детей;
• Сбор и систематизация материала;
• Создание яркой, красочной предметно- окружающей среды в группе, побуждающей у детей нравственно – патриотические чувства (книжный уголок, уголок для рисования, раскраски, детские журналы, дидактические игры по теме для самостоятельной деятельности детей) • Опрос родителей, консультации, беседы;
• Привлечение родителей к сбору материала для оформления предметно- окружающей среды в группе, побуждающей у детей нравственно – патриотические чувства (сбор фотографий для фотовыставки «Моя семья», изготовление плаката «Достопримечательности г. Духовщины») Детей:
• Вхождение в проблему, принятие задач и целей, вживание в игровые ситуации, а также дополнение задач проекта.
2 Этап. Практический
Беседа по теме "Моя семья.
" Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Игра «Скажи ласково»
Цель: Обогащение словаря детей, умение образовывать слова при помощи суффиксов, побуждение называть членов своей семьи по именам и ласковыми словами.
Беседа по теме «Моя семья – мой дом.»
Цель: Изучение семей и традиций семьи, воспитывать уважение и любовь к своей семье.
Консультация для родителей на тему: «Семья и ее роль в воспитании ребенка.»
Цель: Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка.
Рассматривание фотовыставки «Моя семья», с рассказом о своей семье
Цель: Способствовать развитию умения узнавать по фотографиям и называть членов семьи, их действия; понимания, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге. Знакомство со стихотворениями о семье «Моя семья» Н. Майданик,
«Моя дружная семья» А. Буев, «Про нас» Ю. Жукова Цель: Развивать долговременную память, мышление, речь детей, учить внимательно, слушать произведения.
Сказки: «Маша и медведь», «Три медведя»,«Волк и семеро козлят»
Цель: обратить внимание детей на то, как мама Коза заботится о своих козлятах, а козлята стараются ее слушаться.
Физкультминутка (музыкальная).
«Семейная зарядка» - «Помогаем маме»
Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание.
Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел»
Цель: Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности. Цель: создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке.
Индивидуальная работа «Животные жарких стран и их детёныши»
Цель: Называть и показывать животное и его детёныша.
Подвижная игра «Наседка с цыплятами»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге и подлезание (под веревку).
Сюжетно-ролевая игра «Пора обедать»
Цель: Закреплять знания об овощах, посуде, прививать культуру поведения за столом. Формировать умение придерживаться выбранной роли, действовать согласно ей.
Сюжетно-ролевая игра «Такси везет гостей» .
Цель:
Учить исполнять свою роль, следуя сюжету. Воспитывать желание играть в коллективе.
Отгадывание загадок Пословицы и поговорки о семье.
Цель: Развивать речь, воспитывать интерес к поэтическому слову. Учить отгадывать загадки.
Рассматривание плаката «Достопримечательности г. Духовщины»
Цель: закреплять знания о достопримечательностях города Духовщины. В течение 20 дней мы рассматриваем вместе с детьми открытки с достопримечательностями города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (городской парк, музей, мемориал, кинотеатр.).
Чтение с детьми: С. Михалков: «Моя улица» Цель: Развивать долговременную память, мышление, речь детей, учить внимательно, слушать произведения
Рассматривание фотовыставки «Моя семья», с рассказом о своей семье
3 Этап Заключительный
Результаты:
Для детей:
• Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развили в детях уверенность в себе, сформировали социально значимые чувства, желания и взгляды, привили социальные навыки.
• У детей расширились представления о семейных ценностях, традициях, праздниках, которые отмечаются в городе и семье.
• Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «День рождения», «Гости».
• Дети с уважением относятся к труду взрослых.
• Расширились знания и представления о родном городе, о его достопримечательностях.
Результаты:
Для родителей:
• Изготовление плаката «Достопримечательности г Духовщины»;
• Принятие участия в фотовыставке «Моя семья»
Цель: Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
Рекомендации родителям:
Добрый день! В рамках нашего проекта просим вас :
1. «Моя улица и дом».
Цель: Знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»; способствовать запоминанию своего адреса; познакомить детей с названием улиц, на которых они проживают: с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер; воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. Рассматривание фотографий, презентаций с различными улицами города. Сделать поделку совместно с детьми «Дом в котором я живу».
Конструирование «Улица города», «Дом», «Мы построим новый дом». Из конструктора, который есть дома
Аппликация:«Домик», «Овощи для обеда». Настольные игры: «Собери семью», «Мой дом».
2. В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Родители беседуют с детьми о мамах. Обращают их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи сложить самому одежду; убрать игрушки; помочь: готовить, стирать, гладить и т. д. РОДИТЕЛЬ объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме, папе, бабушке, дедушке.
Игры в семью: «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела» Цель: Способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей. Перспектива:
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Гипотеза на практике подтвердилась: В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, игры, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, сформировались элементарные представления о родном городе, его достопримечательностях, природном окружении. Дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, родному городу. Родители проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к семье, родному городу, принимают активное участие в жизни группы и детского сада. Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление фотовыставки «Моя семья», плаката с иллюстрациями «Достопримечательности г. Духовщины», а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи, на совместных праздниках. В результате творческой работы самых активных семей в группе появилась фотовыставка «Моя семья», которая пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. На наш взгляд, проект «Моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.