Валентина Михеева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Карачев: вчера, сегодня, завтра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему :
«Карачев-вчера, сегодня, завтра».
Автор: Михеева Валентина Николаевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с№1 «Аленький цветочек» г. Карачев. 2017 год
.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
Карачев-вчера, сегодня, завтра.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Карачев: вчера, сегодня, завтра“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи- задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем- ко всему человечеству».
/Академик Д. С.
Лихачев/
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина. У каждого человека она своя - путеводная нить, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, постоянно и с гордостью рассказывая о богатствах своего родного края. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое.
Л. Н. Толстой: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Эти слова великого писателя еще раз убеждают нас в том, что патриотизм начинается с элементарного чувства привязанности. Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму! Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному городу. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному городу – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за
своих земляков.
В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает большое, переосмысленное значение и становится задачей государственной важности. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, что связано прошедшими в нашей стране изменениями за последние годы. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Современные исследователи на первое место поэтому ставят национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проблема:
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью
повышения эффективности воспитания патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Карачева, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о родном городе Карачеве, его гербе, культурных зданиях, местных достопримечательностях.
2. Привлечь родителей и детей к созданию семейных гербов, способствовать возникновению желания изучать свою родословную.
3. Развивать зрительно-пространственную ориентацию при помощи планов, схем своих улиц и ближайшего микрорайона.
4. Закрепить знания детей о значении знаков, символов, правил дорожного движения, используя для этого макет центра города Карачева.
5. Побуждать детей использовать в речи развернутые предложения, четко и ясно выражать свои мысли.
6. Воспитывать любовь, гордость, уважение к своим землякам.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии:
Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, уникальность. Развивающего обучения. Где раскрываются творческие способности, которые ориентируют ребенка на самоопределение.
Индивидуального обучения. Где с учетом индивидуальных особенностей развиваются навыки самостоятельной работы.
Информационно-коммуникативные. Где используются разные технологии: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, просмотр видео роликов.
Развития творчества. Где формируется и развивается способность к импровизации, к умению полученные навыки применять в нестандартных ситуациях.
Игровая. Где формируется готовность к общественно-значимой деятельности. Дети, играя, познают мир.
Проектная. Где умение планировать, проектировать совместную деятельность способствует развитию самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
1. Принцип историзма.
2. Принцип гуманности.
3. Дифференциации.
4. Интеграции.
Работа по патриотическому воспитанию ведё тся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с историческими вариантами названия-Карачев, с историей возникновения карачевского герба и его значением, с историческими храмами древности, являющимися культурным наследием нашего родного города. Знакомство с архитектурными зданиями древнего и современного Карачева.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка уважения к труду своих родителей, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения своих земляков-поэтов: Мехедова А. Г. ;,Кузина Е. П. ;,Асеевой К. В.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды
выставки детских работ, семейных коллекций
викторины
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного города Карачева : его историческом названии, места его рождения, о значении герба.
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны-Халтурина, Хахерина, Тесленко - земляков –карачевцев, героев Советского Союза, памятниках-героям танкистам и Аллее героев.
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений-
- овладение системой понятий духовных семейных ценностей-любовь и уважение к своим близким, родителям, к их нелегкому труду; самовыражение творческих способностей детей, развитию интереса к музейным ценностям..
-овладение элементарными проектно-исследовательскими умениями и навыками;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах патриотического воспитания.
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных истоков и традиций, участие семей воспитанников в создании
семейного герба. Прогнозируемый результат на уровне педагогов:- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников - творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- для обогащения развивающей среды по патриотическому воспитанию дошкольников сделать макет центра города Карачева, организовать выставку: «Семейный герб», фотовыставку на тему: Наши папы и мамы- родные труженики города Карачева.
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере патриотического развития личности дошкольника.
Участники проекта :
• Дети подготовительной группы (6 -7 лет).
• Педагоги ОУ.
• Родители воспитанников.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, познавательный.
Условия реализации проекта : заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: с10.09 по 20.12 2017года.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный. Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях.
2. диагностирование детей с целью выявления уровня овладения знаниями и представлениями об истории и культуре родного города.
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план работы по реализации проекта по ознакомлению
с родным городом- Карачевом.
1 квартал.
Тема: «Карачев-древний город Руси»
Сентябрь
-Учить находить сходства и отличия современного Карачева и в прошлом.
- Расширить представление детей о нашем городе (познакомить с историей города, его возникновением, символикой).
-Формировать потребность изучать историю своего города. Воспитывать интерес к городу, в котором мы живем.
- Беседа: «Что я знаю о своём городе»
- Занятие по краеведению" «Машина времени или как мы путешествуем в прошлое города»
- Копилки:
«Город в прошлом»;
«Город современный»;
«Символика города»;
-Проблемная ситуация;
«Как отправится на экскурсию в любимый город» - Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями родного города.
-Экскурсии по городу (микрорайону).
-Рассматривание иллюстраций с изображением Карачева в древности, рисунков с эмблемами города.
-Рисование. «Современный Карачев и Карачев в прошлом».
-Изготовление книжек-самоделок- «Мой город»
-Чтение стихов о городе. М. Горький «Случай с Евсейкой»,
Дидактические игры: «Этот объект из какого времени», «Мозаика Карачев». «Где я был?»
-Строительная игра «Город в прошлом».
Конструирование: «Моя родная улица».
Октябрь
-Учить находить на карте город Карачев, промышленные объекты, обозначать их символикой.
-Развивать представления о жизни и труде в родном городе.
-Познакомить детей с промышленностью Карачева.
-Развивать самостоятельность творчества в придумывании символов.
-Продолжать воспитывать любознательность, интерес к городу, в котором живем. Занятие по краеведению- «Карачев-труженик».
- Творческая игра: «Я экскурсовод».
-Занятия по ознакомлению с худ. литературой
В. Маяковский «Кем быть»
- Копилки; «труд людей», «Профессии моих родителей».
-Д/и «Да-нет». «Найди отличия. "
-Рассматривание иллюстраций о городе.
-Рассказы детей о профессиях своих родителей.
-Чтение худ. литературы Н. Забила «На заводе».
-Работа с картой города.
- Рассматривание иллюстраций с изображением промышленных объектов города Карачева (заводы - «Электродеталь», «Метаклей», «Карачевмолпром», «Интерьер-промысел», а также швейное предприятие «Силуэт») и производства на них
-Д/и «Кому что нужно для работы», «Что выпускают, где находится»,
-Рисование «заводы нашего города».
-Изготовление книжек –самоделок.
- Чтение худ. лит. С. Баруздин «Кто построил этот дом»
- Ручной труд «Продукция –елочная игрушка».
Ноябрь
-Расширять знания детей о труде карачевцев.
-Познакомить с трудовыми подвигами своих бабушек и дедушек.
-Развивать любознательность, интерес.
-Продолжать воспитывать любовь к родному городу.
-Воспитывать положительное отношение к труду взрослых.
- Занятие по краеведению «Труд наших родителей».
- Беседа: «Трудовые подвиги земляков».
-Копилки: «профессии».
Фантазирование; «Кем я хочу быть, когда вырасту?»
-Ситуация: «на чем я путешествую?»
-Д/и Хорошо-плохо».
-Беседы с детьми о тружениках города.
-Рассматривание иллюстраций с изображением цехов завода «Электродеталь».
-Рисование «Наш завод».
-Экскурсия к проходным завода.
-Знакомство с передовиками производства. -Д/и «Чем пахнет»
-Рисование: «где работают мои родители?»
-Чтение художественной литературы: В. Лифштван «И мы будем трудиться».
«Кем быть».
-Книжка-самоделка «Труд людей в нашем городе».
-Семейная викторина: «Кто лучше знает свой город».
-Разучивание пословиц, поговорок о труде.
2 квартал
Тема: «Историческая жизнь города»
Декабрь
- Продолжать знакомить детей с поэтической историй Карачева.
-Познакомить с творчеством поэта Мехедова Александра Георгиевича.
-Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству поэтессы Асеевой Клавдии Васильевны.
-Копилка: «Выдающиеся люди нашего родного города».
-Д\И «Угадай, где я была?»
- Ситуация: «Ночное путешествие в канун Нового года».
-Рассматривание портретов поэтов Мехедова А. Г. ,Асеевой К. В. ,Кузина Е. П. -знакомство с их поэзией.
-Беседа о жизни поэтов.
- Изготовление книжек –самоделок.
- Январь.
-Познакомить с достопримечательностями города Карачева. Экскурсия в выходной день с родителями.
-Рассматривание иллюстраций, фото исторических памятников города Карачева.
-Работа с картой.
-Консультация для родителей: «Что можно показать и рассказать детям?» -Игры: «Кто больше увидит?»; «Что с чем связано», «Узнай это место».
«Живая картинка»
«Найди на карте», «Найди отличия».
-Рисование: «Родная моя улица», «Семейный герб».
-Конструирование: «Здание будущего».
Февраль.
-Вот моя улица.
-Составление плана –схемы города и улицы, на которой я живу.
- Общение «Я живу по улице…», «Я иду в гости…».
-Творческая игра «Туристическое агентство» «Путешествие по улицам города Карачева.
3 квартал. Март.
-Развивать интерес к истории родного, к событиям прошлого.
-Познакомить с подвигами земляков-карачевцев в годы Великой Отечественной войны.
-Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу и его жителям.
- Целевая прогулка к Аллее Героев в Карачеве, к памятнику танкистам в центре Карачева.
- Экскурсия «В музей школы имени А. М. Горького.
-Ситуация «Где я живу?»
«Что делают солдаты на войне?» -Прогулки по улицам города.
Посещение районной библиотеки.
-Рассматривание иллюстраций о городе из книг «Карачев в огне»
-Рассказ воспитателя подвиге героя Советского Союза летчицы Худяковой Антонины Федоровны.
-Рисование «Моя родная улица».
- Оформление альбома «Наши герои», «Дети войны».
-Чтение книги С. Баруздина: «На заставе»,
-Пение песен военных лет: «Шумел сурово Брянский лес», «Землянка».
-Изготовление книжек – самоделок
-Общение: Мой дедушка-герой.
Апрель.
-Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
-Дать знания о том, что такое архитектура.
-Познакомить с новыми архитектурными. памятниками города.
-Учить видеть красоту, оригинальность строений, отличительные особенности разных стилей.
-Стимулировать любознательность, активность детей в процессе ознакомления с архитектурой города
-Воспитывать чувство восхищения красотой родного города.
Знаменитые места нашего города: площадь Ленина, аллея Героев, исторический камень, храмы, краеведческий музей.
- Экскурсии по городу «Новые и старые здания на улице Советской (бывшей Козельской).
-Д/И «Я по карте показываю…», «Теремок», «Хорошо-плохо», «Угадай, где я нахожусь?»
-Рассматривание слайдов с архитектурными строениями города.
-Рассказы детей, где они были с родителями в выходной.
-Рассматривание фотографий с основными достопримечательностям: Дом культуры, детская школа искусств имени В. Ф. Кольцова, музей, собор Михаила Архангела, церковь всех святых, Николо-Одринский женский монастырь, Церковь Пресвятой Богородицы
-Фотографирование в интересных местах.
-Работа с картой города
(нахождение архитектурных строений и отметить их символом) –Экскурсия в районную типографию «Заря».
-Рассматривание фотографий,
-Изготовление альбома с иллюстрациями различных зданий города Карачева.
- Творческая игра «Путешествуем по городу».
-Творческая игра «Что бы я показал другу из другого города».
-Конструирование «Городок для любимых игрушек».
-Рисование «Нарисуй дом, в котором бы ты хотел жить».
Май.
-Конкретизировать о жизни человека в городе Карачеве.
-Познакомить детей с зонами отдыха Карачева (парк, спортивный комплекс «Спутник», с культурными центрами - музей, дом детского творчества, школа искусств).
-Развивать умение видеть красоту города, заботу человека о родном городе.
-Воспитывать интерес к культурным местам, желание их посещать.
-Занятие по краеведению: «По зеленым местам Карачева».
-Беседа: «Культурные центры города», «Встреча с прекрасным".
Д/И «Угадай, где я нахожусь».
«Узнай объект
«Где мы были, мы не скажем…»
- Проблемная ситуация «Туристическое агентство» предлагает путешествие по городу на машине времени.
-Проблемная ситуация:
«Зачем нужны деревья»
- Рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением Карачевского парка…
- Поход в театр (районный дом культуры).
- Посещение музея.
- Беседа: «Куда пойти в выходной»
-Целевая прогулка по улицам города – благоустройство города (схема своего микрорайона) -Творческая игра «Путешествуем по городу»
-Строительная игра «Детская площадка нашего района»
-Выставка рисунков детей и родителей: «Где мы были в выходной»
-Изготовление книжек – самоделок.
Май.
-Обобщить и конкретизировать знания детей о Карачеве.
-Закрепить знания детей о истории родного города, его достопримечательностях.
- Продолжать развивать любознательность детей, желание узнать больше о родном городе.
-Устанавливать причинно- следственные связи и выделять характерные и специфические признаки.
- Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.
- Обобщающая беседа «Любим город свой родной»
- КВН-конкурс знатоков родного города «Мой край –земля карачевская - Имя признака –
Значение всех имен признаков
- Волшебники родного города: «Полет в будущее».
«Дели-соедини»
- Д/и «Пройдём до указного места»
- Д/и «Разбитая картина» (сложить виды Карачева из мозаики)
- Д/и «Знаешь ли ты свой город?», Д/и «Назови по карте главные объекты города»
-Проблемные ситуации: «Что делать если ты потерялся в родном городе?» «Что может случиться если…»
-Разучивание стихов: Асеевой К. В. «Главное чудо на свете», «Маришка заболела».
-Составление рассказов детьми о городе.
-Изготовлением эмблем командам.
-Составление кроссвордов.
-Разучивание песен, стихов о Карачеве. Рисование «Цветущая весна в городе».
-Праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны.
Фотоконкурс: «Они защищали нашу Родину».
2 Этап:
Решение поставленных задач в проекте повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности. Эта работа была невозможна без совместного творческого потенциала педагогов, детей и их родителей. Работа проходила через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми. Была установлена тесная взаимосвязь с Карачевским краеведческим музеем, дети расширили свои знания о истории возникновения, как самого города, так и его названия. Были проведены многочисленные экскурсии по местам боевой славы города, к историческим памятникам древнего города- храму Михаила Архангела. Очень заинтересовал детей камень,- место рождения нашего города, связанный с былиной о Илье Муромца. Экскурсия в библиотеку была содержательна и поучительна, дети знакомились со старыми сохранившимися и новыми зданиями, их назначением. Большой интерес вызвал рассказ воспитателя об истории Карачевского герба, затем ребята его рисовали, играли в дидактическую игру «Собери герб». А потом вся группа вместе с родителями приняла участие в конкурсе «Семейной герб». Дети с удовольствием составляли рассказы о профессиях своих родителей: «С кем я живу»; «Моя семья»; «Что означают наши имена»? Была организована фотовыставка: Все профессии важны, выбирай на вкус», все папы и мамы приняли в ней самое активное участие. Очень большой интерес вызвал макет, сделанный моими руками- центра г. Карачева. Дети учились рисовать планы улиц, схемы микрорайонов, познакомились с картой родного города, узнали, что такое условные обозначения, как ориентироваться в родном городе и не потеряться в нем. Я учила гордиться детей своими земляками-поэтами Мехедовым А. Г; Асеевой К. В., прославившими нашу землю, уважать своих родителей, ценить их нелегкий труд, заботится о людях старшего поколения. Интересно прошли семейные встречи: «Бабушка, мама, я», взрослые рассказывали о семейных традициях и праздниках. Дети видели живой пример преемственности поколений.
3. Заключительный этап.
По результатам работы можно сделать вывод: дети хорошо знают культурно-исторические ценности нашего города-Карачева, у них укрепился интерес к своей истории. С полной уверенностью можно сказать, что наши маленькие карачевцы любят свою малую Родину.
Вывод:
Необходимо далее продолжать начатую работу, но закончить я хочу словами Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания
Литература:
1. Герои Советского Союза- наши земляки. Буклет, 1996.
2. Городков В. Н. Архитектурные образы Брянщины. - Тула, 1990.
3. Карачевское городское поселение. 2005-2014. г Брянск 2014 г. 4. Передельский Л. Д. Карачев. Историко-краеведческий очерк. - Брянск, 1995
5. Галина Демьянова. Герои земли Карачевской. - Брянск. 2015г.
6. Пищулин В. П. Сказки древнего Карачева. 2004г.
7. Брянские писатели. Увидимся весной. Клавдия Асеева. Брянск 2013г.
8. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом - М. ТЦ Сфера. 1999г.
9. Пищулин В. П. Церкви православного Карачева- хранители нашей седой старины. Черновцы,2004г.
10. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ
2005 №1.
10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – N 1.
11. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева -М. ,2005.
13. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
14. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005.
15. Интернет – ресурс: Википедия.