Магомедова Амина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется каждое мгновение. «Все течет, все меняется» – гласит пословица.
Вот только любовь к родине у каждого человека, которая начинается с родного порога отчего дома, неизменна. Эту неугасимую любовь человек проносит через всю свою жизнь. Она его согревает, поддерживает, дает уверенность, рождает мужество, отвагу…
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Мой Дагестан“» размещена в разделах
- Дагестан
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Тематические занятия о родине, ее природе, традициях и культуре в ДОУ позволяют познакомить детей с природой родного края, его культурными ценностями, народами и традициями, а также привить любовь к родине и воспитать бережное отношение к природе.
В современном мире нарастают экологические проблемы, проблемы сохранения многообразия видов в природе. В нынешнем ритме жизни теряют ценность традиционные ремесла народов, нарушена преемственность культурных ценностей в ряду поколений. Поэтому сегодня большое внимание уделяется экологии и культуре.
С раннего детства необходимо правильно направлять детей, уделяя особенное внимание вопросам их экологического и культурно-нравственного воспитания. Тем более, что мы живем в уникальной республике, где представлены многообразные природные условия, многонациональный народ и разные религиозные концессии.
Мы – взрослые, должны быть примером детям и «сеять разумное, доброе, вечное», - как сказал мудрец, содействовать воспитанию дружбы между детьми разных национальностей, языка, религии, воспитывать граждан страны и патриотов Родины.
Но необходимо помнить, что воспитать «здоровые ячейки общества» возможно только совместными усилиями родителей и образовательных учреждений.
Занятия такого рода реализуют пункты ст. 64 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 21 дек. 2012 года о дошкольном образовании, где говорится о формировании общей культуре воспитанников, развитии нравственных и эстетических качеств, а также разностороннего развития личности.
Вид проекта : групповой, информационно-творческий.
Срок проекта : краткосрочный (двухнедельный).
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф, родители.
Цель: реализовать задачи нравственно-эстетического, патриотического и экологического воспитания.
Задачи:
- выявить и укрепить знания детей о республике Дагестан,
- ознакомить детей с природными условиями республики, особенностями растительного и животного мира,
- расширить знания детей о дагестанских народах, их традиционной одежде,
- дать представление детям о народных промыслах и их исторических центрах,
- сформировать у детей любовь к родине и гордость за нее, интерес к ее культуре, бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты проекта :
- создание предметно-развивающей среды,
- повышение уровня знаний детей о родине, ее природе, народах, культуре,
- сформировать чувство гордости и любви к родному краю,
- привитие чувства эстетического наслаждения от окружающей красоты,
- использование полученных знаний на следующих занятиях, в том числе по ИЗО, а также на праздничных мероприятиях и утренниках,
- заинтересованность родителей воспитывать детей в традиционной дагестанской социокультуре,
- развитие дружественной и доброжелательной среды в групповом коллективе.
Этапы проекта
I. Подготовительный.
- Беседа с детьми об отдыхе в горных районах у родственников, их наблюдениях, о родном языке, традициях в семье и семейных праздниках.
- Чтение произведений дагестанских поэтов и писателей.
- Ознакомление с народными играми и фольклором.
- Прослушивание музыкальных произведений известных дагестанских композиторов.
- Подбор демонстрационного материала.
II. Основной.
Образовательная область. Речевое развитие.
- Беседа о родном языке.
- Чтение стихов детьми дагестанских авторов.
- Пересказ сказок дагестанских авторов.
- Составление небольших рассказов о поездке к родственникам в горные районы.
- Постановка дагестанской сказки «Ослик и теленок».
«Пословицы и поговорки народов Дагестана».
Образовательная область. Познавательное развитие.
Беседы:«Моя малая Родина», «Чем необычна наша республика», «Мастеровой Дагестан».
Цикл экскурсий по родному городу: школа, почта, детская поликлиника, спортивный комплекс, магазин.
Рассматривание альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Достопримечательности столицы Дагестана».
НОД:«Поездка в Кубачи», «Творчество Расула Гамзатова», «Да здравствует дружба народов».
Дидактические игры: «Расскажи об игрушке», «Кто что делает», «Из чего и для чего?», «Найди ошибку и укрась силуэт», «Кто трудится в Дагестане», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Карта моего города», «Бабушкин сундучок», «Где находится памятник?», «Сложи герб из фрагментов».
Демонстрация фотоальбомов и видеоматериалов о природе Дагестана.
- Тематическое занятие «Традиционная одежда народов Дагестана».
-Демонстрация фотоальбомов, буклетов, кукол, национальных костюмов из гардероба детсада.
- Тематическое занятие «Промыслы Дагестана».
-Демонстрация изделий дагестанских умельцев, буклетов и фотоматериалов.
Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие по родному городу»,
«Путешествие по городам и районам республики»,
«Театр»,
«Мы идем в музей».
Постановка сказки «Жадный заказчик».
Организация мини-музея «Мой Дагестан».
Моделирование плана города.
Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие.
Лепка: «Балхарские кувшины»
Рисование: «Моя Родина»,
Раскраска контуров куклы в национальной одежде.
Аппликация: «Дагестанский платок», «Цветы на лугу».
Разучивание песен: «Моя республика» муз. Шаулова, «Мой Кавказ» муз. В. Дагаева, «Дагестан - родина моя» муз. Ш. Шамхалова, «Дагестан» муз. М. Касумова.
Постановка танца «Горянки».
Образовательная область. Физическое развитие.
Дагестанские народные игры :
«Бег к реке»,
«Джигитовка»,
«Подними платок»,
«Достать шапку»,
«Выбей из круга»,
«Горный ручеек».
Показ демонстрации о дагестанских известных спортсменах.
Работа с родителями
- Анкетирования «Традиции и обычаи моего народа»
- Беседа: «Обычаи и праздники народов Дагестана»
- Совместная экскурсия в краеведческий музей
- Создание семейного фотоальбома.
III.Заключительный этап.
- Оформление выставки детских поделок «Маленькие умельцы Дагестана».
- Оформление уголка «Дагестан в миниатюре».
-Составление фотоальбомов «Пейзажи Дагестана», «Флора Дагестана», «Фауна Дагестана».
- Праздничное мероприятие «Урожай».
Заключение
Проектная деятельность является многофункциональной поэтапной программой, в которой реализуется основные цели и задачи воспитания дошкольника в ДОУ.
Проект на тему «Мой Дагестан» ставит перед собой не одну задачу. Его выполнение в ДОУ способствует развитию личности ребенка, его самоопределению, закладывает основы знаний об окружающей природе, особенностях родного края, его культуре и быте, учит ценить красоту и самому творить ее, быть толерантным, благоприятствует установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, прививает любовь к родине и бережливому отношению к живому. Данный проект построен таким образом, что каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, знания и умения.
Дагестанская тематика проекта соответствует Региональной образовательной программе ДО РД и решает все поставленные в ней задачи.
Список использованной литературы
Альбом-раскраска «Одежда народов Дагестана». - Махачкала, 2015.
Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду. – Махачкала, 2013. – 128 с.
Магомедов А. Новоселье у Ежа. – Махачкала, 2007.
Магомедов А. Сказка о хитром зайце. – Махачкала, 2007.
Очаг мой, Дагестан. Под. ред. Бейбутовой Г., Халимбековой М. – Махачкала, 2010.
Прикладное искусство Дагестана. Комплект открыток. – Москва, 1981.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под. ред. Вераксы Н. Е. и др. – М., 2014. -360
Шурпаева М. И., Байрамбеков М. М., Исмаилова У. А., Гришина А. В. и др. Региональная образовательная программа дошкольного образования республики Дагестан. – Махачкала, 2015. – 290 с.
Приложение
Конспект занятия
Тема: Дагестанская национальная одежда.
Цель занятия: Формирование патриотических чувств и толерантного отношения к людям других национальностей.
Программное содержание: Расширить знания детей о родном крае, о его народе, быте (традиционной дагестанской одежде). Учить детей видеть в окружающем красоту, с уважением относится к культуре своего народа.
Методические приемы: Предыдущее занятие, посвященное дагестанской теме – беседы, рассказы детей о том, как они гостили у родственников в горных районах Дагестана, что наблюдали, чем занимались и прочее. Подготовительная беседа о том, что занятие будет посвящено традиционной дагестанской одежде – мужской и женской. Рассказ воспитателя. Показ иллюстраций, бытовых сцен из жизни горцев, где они в национальном одеянии. Вопросы воспитателя, ответы детей; рассказы детей из личного опыта. Разъяснение новых слов, обозначающих предметы одежды. Предложить раскрасить контурные изображения кукол в мужской и женской национальной одежде на выбор (цветные карандаши).
Итог занятия: отметить активных детей, их ответы, яркие интересные рисунки.
Новые слова: бурка, къабалай, чохто, джурабы.
Материал: куклы в национальной одежде, иллюстрации, картинки, фотоальбом, показ танцевальных костюмов (гардероб детсада).
Ход занятия:
Воспитатель (В.) : Дети, сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по горным районам Дагестана. Удобно рассаживаемся на ковре-самолете. Мы летим, летим и приземляемся на главной площади столицы. Дети, а как называется наш город?
Ребенок (Р.) : город Махачкала.
В. : Да, наш город Махачкала – столица Дагестана. А на площади праздник, сколько людей нарядных в традиционных национальных костюмах. По этим костюмам можно узнать с какого района они приехала, какой национальности. Отличия в одежде больше заметны в женских нарядах, нежели в мужском костюме. (Показываю 2 иллюстрации – горец в традиционной дагестанской одежде, на боку висит кинжал, на голове – папаха; второй горец на коне, но в бурке).
В. : Дети, посмотрите, перед вами двое мужчин. Как мы их можем назвать?
Р. : Они горцы.
Р. : Они дагестанцы.
Р. : Они джигиты.
В. : Правильно, все вы правы. А теперь дадим им имена.
Р. : Ахмед.
Р. : Магомед.
В. : Давайте посмотрим, как на праздник пришел Ахмед. Он одет в черкеску. Это повседневная одежда горца; сзади у него башлык - это мужской головной убор – капюшон. На голове папаха, а ноги обуты в сапоги. Черкеску украшают газыри и кинжал. В газырях хранится порох. Кинжал нужен был для защиты, резать скот и для других дел в хозяйстве. А теперь посмотрим на Магомеда. Видите, как он спешил на праздник? Прискакал на коне. Одет он в такую же одежду, как и Ахмед, но только у него еще и бурка. Это кавказский безрукавный плащ – накидка. Она укрывает джигита от холода, дождя, ветра, укутавшись в нее, даже спит в пути во время отдыха. Посмотрите на папаху и бурку. Кто скажет, из чего они сделаны. Кто знает?
Р. : Папахи – из бараньей шкуры.
Р. : Бурка – из овечьей шерсти.
В. : Правильно. Для изготовления папахи подготавливают, отделывают бараньи или овечьи шкуры. А для бурки особым способом готовят шерсть овец. Сапоги тоже изготовлены из обработанных шкур – кожи.
Физкультминутка:
Игра «Птички и орел». Дети бегают по ковру, имитируя полет птиц – машут руками. По команде «Орел!» - быстро приседают, закрывая голову руками. Повторить несколько раз.
Цель – для снятия усталости, развития внимательности, быстроты.
В. : А теперь посмотрим на подружек наших джигитов. Какими вы их видите?
Р. : Они красивые.
Р. : Они нарядные.
В. : Правильно. Наши гости такие красивые и нарядные, потому что приехали на праздник. Этих красавиц можно назвать одним словом. А чем отличаются эти горянки одна от другой?
Р. : Платья разные.
Р: Платки разноцветные.
Р. : Количеством украшений.
Р. : Цветом шаровар.
В. : Какие вы молодцы! – Все заприметили! Вот по этим предметам одежды и отличают горянок, с какого района они, кто по национальности, то есть на каком языке они говорят. (Демонстрирую несколько иллюстраций с изображением горянок в разных нарядах – аварка, лачка, кумычка, даргинка, табасаранка, ногайка, цахурка, рутулка, ругуджинка, арчинка, гапшиминка).
В. : Горцы носили удобную и практичную одежду. (Показываю наряд из гардероба детсада). Скажите мне, а в наше время, когда и кто наряжается в такие костюмы?
Р. : Люди в праздничные дни.
Р. : Артисты, когда они выступают.
Р. : Артисты, танцующие лезгинку.
В. : Какие мы молодцы! Вы назвали самый любимый горский танец. Так давайте на этом волшебном ковре мы этот танец все вместе и станцуем.
В конце занятия необходимо индивидуально и фронтально похвалить детей за участие на занятии.
Дагестанские подвижные игры.
«ХРАНИ ОЧАГ» - аварская народная игра.
Играют 4-6 человек.
ИНВЕНТАРЬ: мяч (один большой)
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Для игры чертится круг диаметром 4-5м. в середине круга находится яма /очаг/ диаметром 50-60 см. все игроки произвольно располагаются за кругом, один из игроков бросает мяч в яму.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Защищающий очаг должен палкой отбить мяч за круг, не давая попасть в него. При выбивании мяча за круг игроки, находящиеся за его пределами, пытаются овладеть им и снова бросить в очаг. Игрок, которому удается это сделать, становится водящим /хозяином очага/.
«ЛОВИ МЯЧ» - даргинская народная игра.
Играют 5-10 человек.
ИНВЕНТАРЬ: мяч
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Играющие образуют круг, в котором находится водящий. Водящий, подбросив мяч вверх, называет чье-нибудь имя. Игрок, имя которого было названо, стремится поймать мяч. Если это ему удастся, то он в свою очередь, вновь подбрасывает мяч и называет имя одного из играющих и т. д. если игрок, имя которого названо, не смог поймать мяч, то он становиться водящим.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Игроки не должны переступать линию круга до момента произнесения имени.
«ВЫБЕЙ ИЗ КРУГА» - дагестанская игра.
Играет вся группа.
ИНВЕНТАРЬ: мяч.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Чертится круг диаметром 8-10 метров. Одна команда, согласно жребию, занимает место в круге. Игроки, находящиеся за кругом, пытаются выбить мячом игроков в круге. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут выбиты. В том случае, если в кругу остается один игрок, начинается отсчет до 10. если после 10 бросков игрока не выбили, то его команда возвращается в круг и игра возобновляется.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Не разрешается держать руками игрока, находящегося в кругу.
2. Мяч, оставшийся в кругу, после выбивания игрока, выбрасывается выбитыми.
«ЗАЩИТИ ГОСТЯ» - дагестанская игра.
Играют 10-15 человек.
ИНВЕНТАРЬ: мяч.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Эта игра ярко отображает горское гостеприимство и неприкосновенность гостя.
Для игры очерчивается круг, обозначающий дом. Величина круга зависит от количества играющих. Выбираются “хозяин дома” и “гость”. Взявшись за предмет, /палка, обруч/ “хозяин дома” и “гость” находятся в кругу. Остальные участники располагаются за его пределами, пытаются попасть мячом в “гостя”. “Хозяин дома” должен отразить все попытки атакующих и тем самым защитить честь “гостя”. Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не попадет мячом в “гостя”.
Правила игры:
1. “Хозяину дома” и “гостю” выходить из круга запрещается.
2. Игрокам, находящимся вне круга, входить в него также запрещается.