Александра Шулякова
Эссе «Модернизация российского образования: вчера, сегодня, завтра»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
Модернизация российского образования : вчера, сегодня, завтра
Во все времена, во всяком народе, государстве, стране ценились люди, обладающие знаниями – будь то знания об устройстве мира, о свойствах предметов, о законах взаимоотношений, изготовлении вещей. Но откуда брались они – много знающие, много умеющие, многим интересующиеся? Ответ очевиден: воспитывались не менее талантливыми взрослыми, наставниками, педагогами.
Публикация «Эссе „Модернизация российского образования: вчера, сегодня, завтра“» размещена в разделах
Как воспитать ребенка? Этим вопросом задавалось не одно поколение. Как раскрыть таланты маленького человека? Как взрастить в ребенке любовь к своему народу, уважение к его истории, ценностное отношение к культурному наследию и при этом подчеркнуть его самобытность, индивидуальность? Как совместить общественное и личное, создав единую гармоничную форму?
Строительство любого здания, в том числе и здания под названием Личность, начинается с фундамента. И сделать его необходимо за короткий срок – первые годы жизни человека. Чрезмерная спешка или промедление приведут к печальным последствиям. Недостаток строительных материалов, таких как любовь, мудрость, богатый кругозор, высокая культура педагога приведет к тому, что здание новой Личности окажется на шатком основании, не способном выдержать жизненные стихии.
Есть еще множество вопросов – по какому архитектурному плану строить новую Личность? Кем он разработан? Все ли в этом плане продумано? Как воплотить эту идеальную форму?
В поиске ответов на все эти вопросы создана уже не одна педагогическая теория и школа. Каждый из педагогов прошлого и настоящего внес посильную лепту в модернизацию системы образования. Во многом изменился взгляд на сущность обучения и воспитания, на адекватные методы обучения, в конечном счете, бессчетно трансформировались цели обучения. Среди этого разнообразия подходов и взглядов неизменным остается только ребенок.
Каждый ребенок рожден со своим уникальным видением и восприятием мира, наделен сочетанием множества качеств, делающих не похожими одного ребенка на другого даже внутри одной семьи. Так как же возможно, да и нужно ли приводить Человека к «единому знаменателю»?
Кто из нас задумывается над тем, чего хочет ребенок? Не соглашусь с мнением, что дети наши ничего не могут пока сознательно желать. Любознательнее маленького человека на свете никого не найти. Сколько необыкновенных мыслей теснятся в крохотных головках, сколько глубоких вопросов слетает с детских уст, а порой молчаливо застывают в их больших доверчивых глазах! Живая и чувствительная душа ребенка живет в большей гармонии с миром, чем нам кажется. Чистота детских чувств и помыслов – ценнейший дар.
Лучшее проявляется в детях само собой – первый шаг, первое слово, нежная привязанность к матери, а от кого дети учатся плохому, где черпают негатив?
Надо ли столь усердно воспитывать детей, стремясь получить поколение, соответствующее своими знаниями, умениями, навыками, новым стандартам? Как сравнить между собой розу, орхидею и горную лилию? В каждом из цветов своя прелесть, каждый полезен, все служат украшением мира. Еще М. Горький писал «Дети – это живые цветы земли». Педагоги же, зачастую, как научные сотрудники в ботаническом саду, стремятся в сложных климатических условиях вырастить дивные райские цветы, проводя опыты по совершенствованию вида.
Может, продуктивнее продолжать неустанное самовоспитание? Быть чистым и глубоким источником для детей, утоляя их познавательный интерес, создавая условия для самораскрытия в различных видах деятельности. Являться ли исследователем, наблюдателем уникальных проявлений большого Человека в маленьком, удивляясь их разнообразию или прикладывать хрупкую детскую душу к «лекалу» ФГОС – решать нам.
Модернизация неизбежна, она необходима для обеспечения качества образования, важно помнить о том, в чьих интересах она должна проводиться. Понятно, что как автомобиль быстрее конной упряжи, так и школа будущего обгонит нынешние стандарты. Но парадокс педагогики в том, что ценность нового знания никогда не заменит ценность пережитого опыта. По этой самой причине педагоги всех уровней неустанно ищут новые подходы, апробируют их и передают педагогам будущего.
Связь поколений незрима и крепка. Не будь старой школы, нечего было бы модернизировать. Хочется верить, что никогда не прекратится процесс совершенствования, что педагоги не устанут расти над собой, отдавая все сердце детям.
Не теряют актуальности слова Н. Г. Чернышевского «Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны».
Вложить знания в голову это ничтожно мало. Эффективность преобразований мы оценим намного позже, глядя какой стала жизнь наших детей: как они встречают каждый новый день, как преодолевают затруднения, что составляет смысл их жизни, и конечно насколько счастливы рядом с ними мы.