Наталья Молимонова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Исходя из этого, был разработан проект по формированию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, т. к. только целенаправленная работа с детьми помогает формировать ребенка как личность, любящую свой дом, свою семью, свою малую Родину, воспитывать в нем гражданина, патриота.
Цель проекта : систематизация знаний детей, родителей (законных представителей) и педагогов о родном поселке, о своей семье.
Задачи:
- формировать представление детей о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну; знакомить детей с понятиями «большая» и «малая» Родина;
- закрепить знания детей о государственных символах России;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- учить узнавать по иллюстрациям достопримечательности поселка, рассказывать о них;
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении, отражать это в своей деятельности;
- воспитывать любовь к родному поселку, желание видеть его красивым;
- воспитывать положительное отношение к себе, своим близким, окружающим;
- воспитывать чувство сопереживания, готовность помочь;
- воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Участники проекта :
- педагоги;
- воспитанники;
- родители (законные представители).
Продукт проекта :
- представление альбома «Генеалогическое древо семьи»;
- фотовыставка «Моя малая Родина».
Ожидаемые результаты:
- воспитанники имеют представления о самобытности русского народа;
- воспитанники знают наиболее памятные места поселка и достопримечательности;
- воспитанники знают свой домашний адрес, имя, отчество родителей, их место работы;
- воспитанники знают название поселка, области, страны.
- воспитанники привязаны к своему дому, семье, окружающим людям.
Реализация проекта.
Формы и методы работы с детьми.
Совместная деятельность педагогов и воспитанников :
Познавательное развитие:
1. «Детский сад» (кн. О. В. Дыбиной; стр. 29; занятие № 6).
2. «Я и моя семья» (кн. В. Н. Волчковой ; стр. 10; занятие № 3).
3. «Наши имена и фамилии» (кн. В. Н. Волчковой; стр. 18; занятие № 7).
4. «Русская деревня» (кн. Н. Г. Зеленовой; стр. 30).
5. «Хлеб - всему голова» (кн. В. Н. Волчковой; стр. 24; занятие № 2).
6. «Моя улица» (кн. Н. Г. Зеленовой; стр. 19).
7. «Откуда текут молочные реки» (кн. В. Н. Волчковой; стр. 27;
занятие № 3).
8. «Мы россияне» (кн. Н. Г. Зеленовой; стр. 68).
9. «Давайте говорить друг другу комплименты» (кн. В. Н. Волчковой;
стр. 130; занятие № 1).
10. «Мои друзья» (кн. В. Н. Волчковой; стр. 13; занятие № 5).
11. «Эти мудрые русские сказки!» (кн. В. Н. Волчковой; стр. 45;
занятие № 3).
12. «Новогодние традиции» (кн. Н. Г. Зеленовой; стр. 50).
13. «Волшебные слова» (кн. В. Н. Волчковой; стр. 132; занятие № 2).
14. «Россия – наша Родина» (кн. Н. Г. Зеленовой; стр. 70).
Речевое развитие:
1. Составление творческих рассказов:
- «Мы – дружная семья»;
- «Выходной день в моей семье»;
- «Как я помогаю дома»;
- «Я живу в поселке Степное»;
- «Какие традиции есть в моей семье».
2. Беседы:
- «Дом, в котором я живу»;
- «По дороге в детский сад (домой)»;
- «Моя улица»;
- «Где и кем работают мои родители»;
- «Достопримечательности родного поселка».
- «Забота о младших – почетная обязанность старших».
3. Чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного; разучивание стихов, пословиц и поговорок о семье, о доме, о Родине.
Художественно – эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
1. Рисование «Дымковский конь»; (кн. Г. С. Швайко; стр. 49;
занятие № 2).
2. Рисование «Элементы дымковской росписи»; (кн. Г. С. Швайко; стр. 53; занятие№ 4).
3. Аппликация «Дома на нашей улице»; (кн. Т. С. Комаровой; стр. 47; занятие № 28).
4. Рисование «Портрет папы»;(кн. Д. Н. Колдиной; стр. 55; занятие № 45).
5. Лепка «Мама в платье»; (кн. Д. Н. Колдиной; стр. 39; занятие № 25).
6. Рисование «Портрет мамы»; (кн. Г. С. Швайко; стр. 90; занятие № 6).
7. Рисование «Узор на полосе из бутонов и листьев»; (кн. Г. С. Швайко; стр. 122; занятие № 3).
8. Рисование «Узоры на кухонных досках»; (кн. Г. С. Швайко; стр. 129; занятие № 6).
9. Рисование «Знакомство с гжельской росписью»; (кн. Т. С. Комаровой; стр. 89; занятие № 84).
Музыкальная деятельность:
1. Театрализованное представление для детей младшего дошкольного возраста «Осень в теремке».
2. Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери, Новому году, Дню защитника отечества, Международному женскому дню, Дню Победы.
Дидактические игры:
1. «Какая моя мама». Цель: формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.
2. «Кому что нужно для работы». Цель: закрепить знания детей о профессиях.
3. «Жилое – нежилое». Цель: в игровой форме закрепить знания детей о зданиях разного назначения.
4. «Родные улицы». Цель: в игровой форме закрепить названия улиц родного поселка.
5. «Путешествие». Цель: закрепить название разных стран, формировать представление о том, что мы живем в большом мире, где много разных стран.
6. «Узнай наш флаг (герб)». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Сюжетно – ролевые игры:
1. «Детский сад». Цель: закрепление знаний детей о работниках детского сада; воспитание интереса и уважения к их труду; развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь; развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
2. «Семья». Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
3. «Гости». Цель: закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).
4. «День рождения». Цель: воспитание чуткости, внимания; закрепление культурных навыков.
Совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей) :
1. Участие в акции «Голубь мира» (21 сентября).
2. Составление генеалогического древа семьи.
3. Создание фотографий для выставки «Моя малая Родина».
4. «Неделя семьи».
5. Участие воспитанников и родителей в праздничных мероприятиях, посвященных празднованию Дня поселка, Дня Победы.
6. Посещение «Музея хлеба» (МБОУ – СОШ № 1 р. п. Степное)
7. Совместные мероприятия с казачьим классом МБОУ – СОШ № 1 р. п. Степное (кл. руководитель Е. В. Карманова).
8. Посещение «Музея русской избы» (Районный дом детства и юношества р. п. Степное).
9. Посещение «Комнаты боевой славы» (Районный дом детства и юношества р. п. Степное).
10. Совместные мероприятия с Детской библиотекой р. п. Степное (любительский клуб «Радуга»; библиограф Детской библиотеки
А. А. Танкиева).
Литература:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.
2. Дыбина О. В.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е.
Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017.
4. Колдина Д. Н.
Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
5. Колдина Д. Н.
Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Комарова Т. С.
Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Швайко Г. С.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.