Анна Гончарова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Воронеж»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Путешествие по родному городу. Воронеж»
1. О проекте.
Вид проекта : Познавательный.
Участники проекта : Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта : долгосрочный
2. Проблема: «Недостаточный уровень знаний детей о родном Воронеже».
3. Цель проекта :
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Воронеж“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, родному городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Задачи проекта :
o Углубить знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
o Формирование у детей чувства любви к своему родному городу, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
o Воспитания чувства патриотизма, любви к своему городу.
o Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
o Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
o Сплочение коллектива.
o Пополнение словарного запаса.
o Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
o Показать красоту нашего города.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстникам.
4. Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап - основной (практический)
3 этап - заключительный.
Проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребенка
- Игровая - дидактические игры, сюжетно-ролевые игры
- Коммуникативная - беседы, ситуативный разговор, загадки
- Трудовая - формирование представлений о труде, профессиях, совместные действия, поручения
- Двигательная - подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, соревнования
- Познавательно-исследовательская - наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций, викторины, демонстрация фильмов
- Музыкально-художественная - слушание, исполнение ролей, развлечения
- Восприятие художественной литературы - чтение произведений, обсуждение, разучивание
- Продуктивная - рисунки, лепка, аппликация.
Проектная деятельность осуществляется через образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Этап №1. Подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Этап №2. Основной.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению и углублению знаний дошкольников истории родного города, достопримечательностях, памятниках нашего города и т. д.
Этап №3. Заключительный.
-Оформление результатов проекта.
5. Домашние задания родителям.
- Рекомендации на совместные прогулки по городу.
- Развивать словарный запас ребенка пословицами, поговорками.
- Заучивание стихотворений.
- Отгадывание загадок.
- Обсуждение иллюстрации в книгах и журналах.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор исторической литературы,
подбор произведений русского народного творчества,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
подготовка разного вида бросового материала
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок.
Предполагаемый результат
Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного города.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Реализация проекта :
1. Основание Воронежа. Летом 1585 года на южных берегах Русского государства был основан город – крепость Воронеж, получивший своё имя по реке Воронеж.
2. Герб Воронежа. Был принят в августе 2008 года депутатами городской Думы.
Щитодержатели –былинные богатыри-витязи древней Руси. Они символизируют воинские заслуги Воронежа не только XX века в Великой Отечественной войне, но и в прошлом. Ведь город был основан как крепость на южных рубежах России.
Щитодержатели –былинные богатыри-витязи древней Руси. Они символизируют воинские заслуги Воронежа не только XX века в Великой Отечественной войне, но и в прошлом. Ведь город был основан как крепость на южных рубежах России.
3. Воронеж – колыбель русского флота. Более 300 лет назад Петр I начал строить на реке Воронеж военные корабли.
Сердце кораблестроения Воронежа- Адмиралтейская площадь
Памятник Петру I установлен в 1860 году, но во время Великой Отечественной войны был уничтожен (переплавлен) фашистами.
Новый памятник скульптора Гаврилова был открыт в Петровском сквере в 1956 году.
4. Познакомимся с современными Памятниками Воронежа
Андрей Платонов. 1999г.
Известный русский писатель с самобытным стилем Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже 1 сентября 1899 года, и потому памятник в его честь было решено открыть 1 сентября 1999 года, в день столетия с его рождения, как дань таланту человека, прославившему Воронеж. И через сто лет его главные произведения, «Чевенгур» и «Котлован», читаются широкой публикой. Поэтому было решено возвести большой памятник, расположив его в центре города, прямо перед зданием государственного университета. Над памятником работал целый сонм скульпторов и архитекторов — Н. Топоев, Л. Яновский и Е. Соломкин сделали архитектурную часть памятника, а сам памятник был выполнен Э. Н. Пак и И. П. Диконовым.
А. С Пушкин 1999г. Скульптура стоит на постаменте, окружённая фрагментом ротонды; на стене, вписанной в ротонду, имеется надпись: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал», которая как нельзя лучше отражает отношение к поэту благодарных потомков.
Сейчас сквер, в котором стоит памятник, называется Пушкинским, а улица, примыкающая к скверу, тоже носит имя поэта.
Кольцовский сквер. Памятник русском поэту А. В. Кольцову один из старейших — он был установлен в маленьком сквере в центре Воронежа 27 октября 1868 года по просьбе родной сестры поэта — А. В. Ароновой. За работу взялся скульптор итальянского происхождения, которого звали Августино Трискорни, а эскиз будущего памятника нарисовал художник А. А. Кюи. Памятник был выполнен в господствовавшем тогда стиле классицизм из белого мрамора. Постамент богато украшен декором в виде розеток, венков и гирлянд. На открытии памятника были высокие гости, среди которых особенно выделялся дипломатический представитель США Е. Скайлер, поклонник таланта А. В. Кольцова.
Сергей Есенин.
Памятник поэту Сергею Есенину стоит в сквере на улице Кардашова. Это один из новых воронежских памятников. Известно, что Сергей Есенин в городе никогда не был, но памятник было решено установить по другой причине — в Воронеж на гастроли прибыл однажды известный русский актёр Сергей Безруков вместе с режиссёром Олегом Табаковым. По предложению администрации города, он сам выбрал место для будущего памятника и пожертвовал собственные средства на его установку. Памятник был основан 25 октября 2006 года, и поручили его возведение народному художнику России Анатолию Бичукову.
М. Е. Пятницкий- был открыт 17 сентября 1988 года в небольшом сквере недалеко от Дома офицеров. Авторами памятника выступили известные воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак.
Памятник представляет собой бюст, который установлен на круглой колонне и низкой гранитной дуги. На полукруге красного карельского гранита находятся музыкальные инструменты, выполненные из бронзы — гармонь и балалайка. За гранитным полукругом посажены берёзы. Они символизируют хористок из хора Пятницкого и красиво обрамляют ландшафтную композицию сквера. Около памятника традиционно собираются уличные шахматисты.
Памятник И. А. Бунину Удивительно было бы не увидеть в Воронеже памятника одному из известнейших людей, родившихся на воронежской земле — писателю Ивану Алексеевичу Бунину. В 1990 году Правительство РФ издало постановление по сооружению памятника великому писателю, прославившемуся и в России, и за рубежом. Изваял памятник народный художник России, профессор Московской художественно-промышленной академии, скульптор А. Н. Бурганов, а спроектировали его воронежские архитекторы Н. С. Топоев, В. А. Афонин и В. Ю. Левин. Банк «Воронеж» подарил памятник городу, и 13 октября 1995 года он был открыт, а сквер, окружающий парк, в честь 125-летия со дня рождения Бунина был назван «Бунинским».
Дом-музей И. С. Никитина. 4 октября 1924 года, в день 100-летия со дня рождения Ивана Никитина, в бывшей усадьбе поэта на Никитинской улице был открыт Дом-музей, ставший литературным музеем края.
Предложил установить памятник воронежскому поэту председатель комитета Публичной библиотеки имени Никитина В. Г. Веселовский. Это было в далёком 1899 году. Предложение поддержали, и император Николай II открыл подписку на сбор средств для установки памятника. Несколько лет шёл сбор, и наконец в 1907 году В. Г. Веселовский самолично возглавил комиссию по установке памятника, и тогда же был объявлен конкурс на самый лучший проект. Конкурс провели в Санкт-Петербурге, и выиграл его И. А. Шуклин, который тут же предоставил свои чертежи комиссии. В Петербурге и был изготовлен памятник, после чего его торжественно открыли в день 50-летия со дня смерти поэта, 16 октября 1911 года.
Музей имени Крамского. Музей, который сейчас носит имя И. Н. Крамского, был открыт в 1933 году, но тогда он назывался Музеем изобразительных искусств. Он объединил в себе фонды Музея древностей и изящных искусств и Губернского музея. В 1947 году музей стал располагаться в здании XVIII века, выстроенном в стиле барокко. Оно было возведено в 1777-1779 году по проекту архитектора Н. Н. Иевского и с тех пор почти не изменилось, но в 1984 году для выставочного зала к дому пристроили небольшое помещение. Сейчас в основном фонде музея более двадцати тысяч экспонатов, среди которых предметы быта и культуры древних египтян и древних греков. Это старейшие экспонаты музея, которыми он по праву гордится.
Краеведческий музей. В здании старой Городской Думы в сентябре 1894 года был открыт музей. 2400 предметов разместились в трёх комнатах. К 1941 году фонд музея уже насчитывал 100 тысяч объектов. Военные годы оставили свой значительный убыток: некоторые экспозиции были утрачены, а часть осталась в местностях эвакуации. Музей продолжил своё функционирование в 1943 году. Главные коллекции повествуют о истории Воронежского края. Здесь находятся помещения, отображающие эпоху возведения флота Петром I.
Библиотека имени И. С. Никитина.
Воронежскую областную библиотеку можно назвать одной из самых старых среди библиотек культурной провинции. Она была открыта 2 (14) февраля 1864 года благодаря усилиям городской интеллигенции. Первоначальную основу книжных фондов составили книги частных лиц. В конце XIX века у библиотеки было уже четыре филиала, из которых три в Воронеже, а один — в Боброве. Изначально библиотека имела другое имя — с 1919 года она была библиотекой имени Я. М. Свердлова, российского политического деятеля, большевика и революционера. Примерно тогда же библиотека из частной превратилась в общественную, а позже она стала областной библиотекой.
Дом – музей А. Л. Дурова
Объект культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1901—1916 гг. жил артист русского цирка Анатолий Леонидович Дуров». Усадьба расположена в начале улицы, на крутом береговом склоне р. Воронеж. Дом построен в 1860–1870-е гг., принадлежал чиновнику Н. К. Мегедовскому. В 1901 г. был куплен у его наследников А. Л. Дуровым.
Анатолий Леонидович Дуров (1864–1916) — артист русского цирка, жил в этом доме по 1916 г
Каменный мост — является символом города Воронеж. История моста начинается ещё в петровскую эпоху, когда улица Богословская (ныне Чернышевского) стала размываться водой, стал образовываться овраг, который мешал проезду по Старомосковской улице (Карла Маркса). И тогда в 1826 году был возведён первый кирпичный мост. По-другому его называют «мостом влюблённых». Сохраняя традиции, молодожены вешают на специальную конструкцию свадебные замочки со своими именами.
Современный Воронеж.
Цирк. Открыт в 1972г.
Кукольный театр (1984 год)
Музей театральной куклы совсем юный по сравнению со многими воронежскими музеями. Он был открыт 5 июля 2001 года благодаря активной деятельности драматурга и режиссёра А. А. Веселова, который всегда хотел открыть подобный музей. До дня открытия он не дожил, но музей был назван в его честь. Сейчас в музее около 4000 экспонатов, среди которых особо выделяются личные вещи А. А. Веселова, его собственная коллекция кукол и кассет с записями спектаклей различных кукольных театров. Некоторые куклы А. А. Веселова имеют особую ценность — например, кукла индонезийского принца, боливийская кукла, марионетки с Сицилии.
Театр юного зрителя
25 декабря 1963 года был открыт театр юного зрителя. Его репертуар рассчитан на зрителей разных возрастных групп: для детей начальных классов, для подростков, для старшеклассников, студентов и представителей взрослого поколения. А. Н. Латушко - заслуженный артист России является главным режиссером воронежского ТЮЗа. Театр участвует в различных международных фестивалях. Тюз систематично гастролирует за границей, в страны Европы и мира
Кинотеатр Пролетарий состоит из 2 частей: старой (1917 год) и современной (1969 год)
Считается, что Котёнок с улицы Лизюкова — первый мультипликационный герой, заимевший в России памятник. Котёнок Вася — персонаж любимого многим мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова», созданного режиссёром В. Котёночкиным и писателем В. Злотниковым. Последний, кстати, является уроженцем Воронежа, так что неудивительно, что место действия мультфильма — совершенно реальная воронежская улица им. генерала Лизюкова. Создать памятник предложил главный редактор газеты «Молодой коммунар». Газета «Комсомольская правда» поддержала идею, а руководитель администрации Коминтерновского района И. Д. Образцов предложил конкурс на лучший рисунок нового памятника. Победил рисунок одиннадцатиклассницы.
Памятник Белому Биму Чёрное ухо
Памятник Биму — это второй в России памятник собаке. Белый Бим Чёрное ухо, персонаж повести воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского, появился на проспекте Революции рядом с театром кукол «Шут» в 1998 году, 5 сентября. Скульпторами памятника являются талантливые воронежцы, лауреаты Государственной премии России И. Дикунов и Э. Пак, которые сделали и поставили памятник на свои средства. Идея создания памятника Биму возникла ещё в 1980-х годах, и работа была начата в 1985. Сам Г. Н. Троепольский консультировал И. Дикунова и Э. Пак, но, к несчастью, установки памятника он уже не увидел, так как скоропостижно скончался в 1995 году.
Северный мост
Ночной Воронеж
Содержание работы в процессе реализации проекта.
1. Занятия познавательного цикла :
• Тема 1. «Родной Воронеж»
Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о нашем родном городе, формировать представление о Воронеже как о главном городе нашей области, познакомить детей с историей возникновения, побуждать детей восхищаться его красотой, углубить знания о гербе и флаге города, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: Презентация.
• Тема 2. Тема "Моя семья"
Содержание занятия по развитию речи
Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")
Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т. д.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения". Сюжетно-ролевая игра "Семья".
• Тема 3. «Русская народная игрушка».
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, дымковская игрушки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов,
Материалы: презентация, картинки из интернета с изображением русских промыслов.
• Тема 4. «9 мая - праздник памяти и славы»
Программное содержание: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине.
Проведено занятие с показом презентации «Воронеж в годы войны», Изготовлены оригами (пилотки с вырезанной красной звездой).
Проведено занятие «Бессмертный полк» дети рассказывали о своих предках участвовавших в ВОВ. (Грибанова Вика и Фонов Никита).
• Тема 5. «Памятники –Воронежа»
Программное содержание: Познакомить детей с памятниками и историческими местами города Воронеж;
Оборудование и материалы: презентация.
2. Изобразительная деятельность детей:
Рисование на темы:
-Коллективная работа «Мой дом» и «Мой город»
-«Портрет мамы»
- «Иллюстрации народных сказок»
-«Дымковская игрушка-Индюк»
- «Русская матрёшка»;
• Лепка:
- «Моё любимое животное»;
- «Дымковские игрушки»;
- «В гостях у сказки».
3. Игровая деятельность детей:
• Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «С какого дерева листок»;
- «Чей хвост, чья голова»;
• Подвижные игры:
- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
- «Заря-заряница»;
- «Краски»;
- «Пятнашки».
4. Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:
- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;
-«Снегурочка»- русская народная сказка;
-«Царевна лягушка»- русская народная сказка;
-«Хаврошечка»- русская народная сказка;
- «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;
- «Три дочери»-татарская народная сказка;
• Стихи о России, Москве, Родине:
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- М. Л. Матусовский «С чего начинается родина?».
4. Проведение праздничного мероприятия ко Дню матери с приглашением родителей.
5. Участие в викторине по нравственно-патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста ««Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
6. Участие в викторине по нравственно-патриотическому воспитанию «Наш дом –Россия»
Лучшие работы приняли участие во Всероссийской викторине на сайте для воспитателей и получили дипломы победителей.
7. Участие родителей в реализации проекта :
-оформления выставки: «Мое любимое место в городе», «Портрет мамы»
-привлечение родителей с детьми на парад 9 мая.
8 Просмотр видеофильма «Народные гуляния на праздник Троица в воронежском крае».
9. В группе создан Патриотический уголок.
10. Итогом реализации проекта стала презентация «Путешествие по родному городу».
Литература:
1. Воронеж в документах и материалах/ Под ред. В. В. Кулиновой, В. П. Загоровского. — Воронеж : Центр. -Чернозём. кн. изд-во, 1987. — 272 с.
2. Воробьёв С. Н., Нестеров Ю. А., Подколзин В. В., Пономарёва З. В., Сушков В. Н. География Воронежской области / Под ред. А. Б. Васильева. — Пособие для учителей и учащихся. — Воронеж : Воронежский Государственный Педагогический университет, 2007.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России» старшая группа 2003г.
4. Артемов В. В. Страницы российской истории. М. ,2005.
5. Блинова Г. М. Познавательное развитие дошкольников. Самара,2004г.
6. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М, Дошкольное воспитание»2001, №2.
7. Близнецова В. С. " Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ"
8. Виноградова О. В. "Исследовательская проектная деятельность в ДОУ"
9. Многочисленные источники интернета.