Наталья Аксюкова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Календарь интересных дат»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»
Октябрьского района
ПРОЕКТ
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Календарь интересных дат»
Авторы проекта :
Аксюкова Наталья Михайловна,
воспитатель первой квалификационной категории,
Никишина Оксана Ивановна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Новосибирск, 2017
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Календарь интересных дат“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».
В. А. Сухомлинский
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно сделать, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной деятельности, направленной на формирование нравственно-патриотических качеств.
В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совместные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, ежемесячные Дни игры, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. Заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат, можно увидеть, что кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и детей. Все вместе – дети, родители, педагоги – из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались им самыми интересными.
Общение с родителями, на наш взгляд, является особенно важным. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – залог успешной деятельности ДОУ.
Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувство удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Проект направлен на формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и совершенствования предметно-развивающей среды, которая создаёт условия для их развития, через интересные события и даты.
В результате реализации проекта будут созданы условия для проявления каждым ребёнком своих творческих способностей и интересов, развития познавательного интереса, формирования у детей нравственно-патриотических качеств в различных видах деятельности. Повысится квалификация педагогов. Будет обеспечена психологическая подготовка родителей и детей, необходимая для успешного обучения в школе. Будут созданы детьми совместно с родителями и педагогами картины, альбомы. Коридоры сада и группа украсятся выставочными работами.
Проект будет реализовываться сотрудниками МКДОУ ЦРР д/с № 501: воспитателями, воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом познавательного цикла, вовлечены в совместную деятельность родители воспитанников, старший воспитатель ДОУ. Проект рассчитан на один год (подготовительная к школе группа). Предполагаемая стоимость проекта 41280рублей.
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок», сдано в эксплуатацию в декабре 1990 года.
Лицензия: регистрационный № 10190 от 16.02.2017 г.
Заведующая: Теркулова Ольга Петровна, Почётный работник общего образования РФ.
Педагогический состав:
- с высшей квалификационной категорией - 6 человек
- с первой квалификационной категорией - 25 человек
Образовательный уровень:
- высшее педагогическое образование – 25 человек
- средне-специальное педагогическое образование – 13 человек
В детском саду 330 воспитанников на 14 групп в возрасте от 1,6 до 7 лет, из них 18 детей с нарушением слуха.
Функционирует: 8 групп общеразвивающих, 4 логопедических; 2 специализированные группы для слабослышащих детей и детей кохлеарными имплантантами.
В качестве ведущих направлений создание и совершенствования развивающей среды является:
- выполнение требований санитарно-эпидемиологической службы;
- создание полноценной социальной среды развития ребёнка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения со взрослыми;
- создание «домашних» уголков;
- выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
- создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей;
- оборудование и использование участка, позволяющее организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов активности;
- полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребёнка;
- создание музыкальной среды;
Наряду с имеющимися типовыми помещениями в детском саду (музыкальный и спортивный залы, бассейн) выделены и оснащены оборудованием специальные помещения для разных видов деятельности: кабинет познавательного цикла, кабинет психологической разгрузки в сочетании с игровой сенсорной комнатой, сурдокабинет, кабинеты логопедов, зимний сад, малая тренажёрная комната.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придаётся большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под нравственно-патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом – человеком, имеющим чувство Родины, который любит свою страну, в которой он родился и растёт, её историю, культуру и язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС ДОУ к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе совместной деятельности основанной на знакомстве с «Календарём интересных дат» у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с окружающими его людьми.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств, расширение представлений о международных и всероссийских праздниках, развитие толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам.
Задачи:
- создать культурно – образовательную среду в детском саду;
- объединить усилия семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно – патриотических чувств;
- способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
- формировать краеведческие знания у детей;
- расширять и уточнять знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизма, гордости, ответственности за сохранение и приумножение богатств, своего родного края, страны.
МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ Этап Сроки Ответственные Результат
1. Подготовительный Август Старший воспитатель, воспитатели Намечены этапы и планы реализации проекта
2. Диагностический Август-сентябрь Психолог, воспитатели Анкетирование детей, родителей
3. Информационный Сентябрь Старший воспитатель, воспитатель Подбор литературы, «Календарь знаменательных событий и дат», родительское собрание
4. Развивающий На протяжении всего проекта Воспитатели,родители Подготовка и проведение разноуровневых занятий, ознакомление с традициями, международными и всероссийскими праздниками; развитие толерантности, чувства сопричастности; привлечение детей к активному участию в подготовки, совместная деятельность родителей и детей в создании поделок, альбомов, участие в подготовке и проведении праздников
5. Организационный На протяжении всего проекта Воспитатели,старший воспитатель Сбор, оформление альбомов, выставок. Обогащение развивающей предметно- пространственной среды. Помощь в подборе диагностического материала, осуществление контроля за проведением диагностики и её анализ. Подбор методического материала по проблеме. Подготовка и проведение конкурсов, выставок.
6. Этап контроля На протяжении всего проекта Старший воспитатель Контроль над созданием развивающей предметно-пространственной среды
МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА
№ Мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1. Составление этапов и плана реализации проекта Август Старший воспитатель, воспитатели
2. Анкетирование родителей
Педагогическая диагностика мотивационной сферы дошкольников
Август-сентябрь
Август-сентябрь
Старший воспитатель, психолог, воспитатели
Старший воспитатель, психолог, воспитатели
3. Мини-проект «Школа пешеходных наук» Август Воспитатели
4. Проект «Скоро в школу мы пойдём» Сентябрь- май Старший воспитатель, психолог, воспитатели, педагог познавательного цикла
5. Мини-проект «Международный день животных» Октябрь Воспитатели
6. «День пожилого человека» Октябрь Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели
7. Проект «Сердечко для мамы» Ноябрь Воспитатели
8. Мини-музей «Загадочный мир кошек» (День домашних животных) Ноябрь Воспитатели
9. Проект «Новый год шагает по планете» Декабрь Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог познавательного цикла, воспитатели
10. Мини-проект «День именинника» Январь Воспитатели
11. Краткосрочный проект «Зарница» Февраль Старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, воспитатели
12. Краткосрочный проект «8 марта – международный женский день» Март Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели
13. Мини-проект «Масленица» Март Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог познавательного цикла, воспитатели
14. Краткосрочный проект «День птиц» Апрель Педагог познавательного цикла, воспитатели
15. Проект «День Победы» Апрель - май Старший воспитатель, педагог познавательного цикла, музыкальный руководитель, воспитатели
16. Мини-проект «День защиты детей» Июнь Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели
17. Проект «Мы живём в России» Май-июнь Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
- будет создана культурно – образовательная среда в детском саду;
- при объединении усилий семьи, педагогов и социальных партнеров будут сформированы у старших дошкольников нравственно – патриотические чувства;
- у детей будет развит интерес к настоящему и прошлому своего народа, расширены знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;
- будут сформированы краеведческие знания у детей;
- пополнится пособиями (альбомами, настольными играми) развивающая предметно-пространственная среда ДОУ;
- оформятся стены группы и фойе ДОУ рисунками и картинами;
- будут созданы условия для проявления нравственных качеств дошкольников в различных видах деятельности.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью различных методов:
• Экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
• Социологические опросы педагогов и родителей;
• Анализ результатов конкурсов, выставок творческих работ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Работа ДОУ по формированию нравственных качеств, предусматривает, прежде всего, создание оптимальных условий для развития ребёнка – патриота и реализации этих качеств в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию.
Реализация проекта позволит :
Воспитанникам :
- способствовать приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Родителям:
- получить возможность принять активное участие в жизни группы и ДОУ.
Воспитателям :
- разработать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- повысить свою квалификацию по воспитанию нравственных качеств.
Дошкольному образовательному учреждению в целом:
- создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств, развития толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам, и обеспечения возможности самореализации личности в различных видах деятельности.