Любовь Лаврова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Живи, родник традиций!»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения актуально в наше время.
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание -
это наша счастливая старость,
плохое воспитание –
это наше будущее горе,
это наши слезы.
Это наша вина
перед другими людьми».
Проект «Живи, родник традиций!»
Направления проекта
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Живи, родник традиций!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
1. Вовлечение педагогов, детей и родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в решении проблем нравственно-патриотического воспитания
2. Знакомство педагогов, детей и родителей с народной культурой, устоями и обычаями семьи и передачу их из поколения в поколение
Актуальность проекта
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.
Выдающийся историк Василий Осипович Ключевский писал: «… трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним и будет принужден все начинать сызнова».
Цель проекта
Цель: Осуществление взаимодействия детского сада и семьи через приобщение к народной культуре и семейным традициям.
Задачи проекта
• Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
• Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к реликвиям, обычаям и традициям семьи.
• Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
• Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
• Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения в решении проблем нравственно-патриотического воспитания.
• Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Способствовать мотивации педагогов, детей и родителей к участию в различных совместных мероприятиях на уровне детского сада, города, района и области.
Развивающая среда - как средство реализации проекта
• Оформление и открытие мини -музея «Русская изба» - по трё м направлениям: русский быт; Великая Отечественная война; 80-десятые - пионерия, комсомол.
• Создание и функционирование изостудии и театральной студии.
• Организация выставок семейных поделок «Галерея творчества»
Идея воспитания ребенка в союзе с родителями стала основой в воспитательной работе нашего детского сада. Педагоги активно включились в работу с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках проекта «Живи, родник традиций!»
Традиции – это миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Приступая к составлению проекта, мы задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.
Наш проект : «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство педагогов, детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.
Тип проекта : информационно-социальный.
Сроки проведения: долгосрочный.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
План реализации проекта
первый этап: это выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях и включает в себя : анкетирование родителей, педагогов, беседы с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках;
второй этап: это знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными праздниками через разные формы работы: консультации для родителей, практикумы, семинары, консультации для педагогов, изучение передового опыта работы, организация занятий с детьми, фотовыставки, родительские собрания, конкурсы, тематические встречи, развлечения, праздники, досуги;
третий этап: заключается в использовании традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями.
Структура и взаимодействие участников проекта
Условия успешной реализации проекта :
• Взаимодействие и компетентность педагогического персонала (изучение методического материала, передового опыта, самообразование педагогов)
• Организация предметно-развивающей среды ДОО
• Развитие познавательного интереса у детей, формирование представлений о жизни предков, специфике бытования народной культуры
• Тесное сотрудничество с родителями.
Ожидаемые результаты
для воспитанников :
• создание благоприятной образовательной среды, способствующей формированию нравственного аспекта личности;
• дети приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
• научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
• будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
• смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, традициях, реликвии;
• расширение словарного запаса;
• узнают народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
• у детей будет развито чувство гордости за свою семью, родной детский сад.
для педагогов:
• овладение методиками работы с дошкольниками в плане нравственного воспитания;
• пополнение методического материала: разработка планов занятий, бесед с детьми, консультаций для родителей;
• расширение знаний о народных праздниках, их происхождении;
• создание копилки народных и семейных праздников;
• возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что способствует взаимопониманию и тесному сотрудничеству.
для родителей:
• установление тесного взаимодействия родителей с педагогами дошкольного учреждения с целью совершенствования процесса воспитания детей;
• укрепление межсемейных и внутрисемейных связей;
• приобретение знаний о народных традициях, праздниках;
• формирование уважительного отношения к своим предкам и внимательного отношения к событиям своей семьи;
• умение хранить и чтить свои семейные традиции;
• стремление узнать свою родословную;
• умение организовать семейные праздники;
• развитие чувства гордости за свою семью.
Главным критерием эффективности данного проекта стала активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле.
Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения. А главное воспитание в союзе с семейными традициями. Живи, родник традиций, живи!
Литература:
1. Виноградова Н. А. «Образовательные проекты в детском саду»/пособие для воспитателей. - М: Айрис-пресс, 2008г
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
3. Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Волгоград: Учитель. 2016г.
4. Шорыгина Г. А. Моя семья. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера. 2015г. 5. Шорыгина Г. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера. 2014г.
6. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 2013г.
7. Косарева В. Н. народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель. 2014г.
8. Куликова С. Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа. Санкт-Петербург: Паритет. 2015г.
9. Лыкова И. А, Шипунова В. А. Игрушки изначальные. История происхождения, культурные традиции. Москва: Цветной мир. 2012г. 10. Интернет – ресурсы.