Людмила Омелькова
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Я люблю тебя Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я люблю тебя Россия»
(нравственно – патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста)
«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А. Н. Толстой.
Дошкольника, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно начать с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.
В детском саду создана развивающая предметно - пространственная среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребё нка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.
Совместно с родителями в группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают съемная магнитная доска с изображением карты Свердловской области; флаги Российской Федерации, Свердловской области и ее столицы – города Екатеринбурга, а также куклы в национальных платьях. В центре имеются карты России и Свердловской области, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Первоуральска, книгами об истории и достопримечательностях уральских городов, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела». Создан мини-музей городов Свердловской области.
Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми создан макет «Москва», «Санкт-Петербург» и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т. д. Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:
• совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая», «Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
• участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
o участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в акции («Сдай макулатуру – спаси дерево!», в благоустройстве группы;
• Участие в конкурсе «Любимая народная игра», «Поем вместе».
В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?» и родительское собрание «Воспитываем патриотов». Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.
В своей работе использовала различные формы работы с детьми:
• Познавательные занятия :
- изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.
- «Урал - мой край родной», «Первоуральск – моя малая родина» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.
- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство с подвигами советских и российских солдат, проявлявших героическое мужество в страшные для Отечества времена.
• Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.
• Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
• Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
• Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдение окружающего, тем содержательнее становилось детское творчество. Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
• Экскурсии: к монументам, к вечному огню с возложением цветов.
• Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы», «Я люблю тебя, Россия, золотая моя Русь»
• С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Праздник Березки», «При солнышке светло – при матушке добро».
o Участие на конкурсах:
- «Первоуральск – город будущего» - благодарность от редакции газеты «Вечерний Первоуральск»;
- городской конкурс «Пасха Красная» : сертификаты участников;
- 4 фестиваль «С верой в Россию» «Гран-при» победитель в номинации «Музыкально-патриотическая композиция»;
-городской детский творческий конкурс «Цветные нотки 2017», диплом лаурята первой степени;
- Всероссийский творческий конкурс «По дорогам сказок», сказка «Теремок», 1 место;
- всероссийский конкурс «Любят дети детский сад» - победители и благодарность;
Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформированы чувства уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод: формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Библиографический список:
1. Александрова, Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».
2. Баранникова, О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».
3. Комратова Н. Г, Грибова Л. Ф, «Патриотическое воспитание детей», М., 2007г.
4. Костина, Э. П. Родина моя – Россия, Н. Новгород, 1996
5 Новицкая, М. Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003
6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям М, 1980
7. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972
8.https://pismoref.ru/944075365.html
9. https://paidagogos.com/?p=6405#hcq=RAYVHAp