Зульфия Мельникова
Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр
по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Детское тематическое лото
«Ачинск – мой город».
Цель: ознакомление детей с памятниками архитектуры и достопримечательностями Ачинска.
Ход игры
В игровой набор входят игровые поля с изображением зданий и памятников города. А также карточки с точно такими же изображениями как на игровых полях. Ведущий берет по одной карточке, и ребенок, у которого на игровом поле имеется такой же рисунок, берет карточку себе и закрывает ей изображение на игровом поле. Победит тот, кто первым закроет все свои рисунки карточками. Игра расширит кругозор и словарный запас ребенка, разовьет память, внимание, умение общаться. Количество игроков: от 2 до 5 человек.
Публикация «Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Мемо «Памятники архитектуры Ачинска»
Цель: расширение кругозора, развитие внимания, тренировка памяти.
Игра состоит из карточек с парными изображениями. Всего 7 пар (14 карточек). Описание всех памятников архитектуры, изображённых на карточках, находится в папке.
Ход игры
Карточки раскладываются на столе изображениями вниз. Дети договариваются между собой кто будет ходить первый. Далее – по очереди. Каждый присутствующий берет в руки по две понравившиеся ему карточки в надежде отыскать одинаковые картинки. Если выбранные иллюстрации идентичны, то игрок добавляет их в свою колоду и продолжает делать ходы до тех пор, пока не вытянет разные снимки. В этом случае следующим фишку открывает другой участник.
«Узнай по описанию»
Цель: закрепить знания детей по определенной теме: о животных, временах года, овощах и фруктах, профессиях и др.
Ход игры
Выбирается водящий и на время выходит из группы. Дети вместе с воспитателем договариваются, о чем будут рассказывать. Каждому ребенку поручается рассказать о каком-либо признаке предмета, не называя самого предмета вслух. Когда водящий возвращается, дети по очереди рассказывают о предмете, водящий должен догадаться, о чем идет речь.
Например, загадана профессия «врач».
- Это профессия.
- Ее могут получить и мужчины и женщины.
- Человек этой профессии помогает другим людям.
- Эта профессия очень важна!
- Человек этой профессии носит белый халат.
- На шапочке красный крест.
- Сказочного героя этой профессии зовут Айболит.
- Человек этой профессии лечит людей.
Игра повторяется несколько раз.
«Какая моя мама»
Цель: формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям сесть в круг и,
передавая мяч или мягкую игрушку друг другу, отвечать на вопросы:
- Как зовут твою маму?
- Какие у нее волосы? Глаза?
- Кем работает твоя мама?
- Как мама называет тебя ласково?
- Что мама готовит?
- Во что мама с тобой играет?
- За что ты любишь свою маму? И т. д.
«Когда это бывает»
Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, зимы, весны, лета.
Ход игры
1 вариант игры. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить, о каком времени года в нем говорится.
Листья опадают,
Птицы улетают,
Медведи засыпают.
Когда это бывает? (Осенью)
Снег на полях,
Лед на реках,
Новый год встречаем.
Когда это бывает? (Зимой)
Тает снежок,
Ожил лужок,
Птички прилетают.
Когда это бывает? (Весной)
Цветы расцветают,
Хлеба созревают,
Солнце припекает.
Когда это бывает? (Летом)
«Когда это бывает»
2 вариант игры.
Воспитатель называет приметы времен года, а дети должны отгадать, о каком времени года идет речь.
- У клена листочки пожелтели.
- Зайчик носит белую шубку.
- В лесу появились первые подснежники.
- Созрела земляника.
- Все купаются и загорают. -
- Перелетные птицы улетают на юг.
- Реки покрыты ладом.
- Начался листопад.
- Часто идет дождь, дует холодный ветер.
- Наступает Новый год.
- Можно кататься на лыжах, на санках;
- Ярко светит солнце, птицы выводят птенцов.
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить названия деревьев русского леса.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.
- С какого дерева прилетел этот листок?
Дети отвечают: с дуба, с березы, с клена, с рябины, с каштана с орешника и т. д.
«У кого какой домик»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о жилища: диких животных, птиц, насекомых.
Ход игры
За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.
Возможны два варианта игры.
Первый вариант: воспитатель называет животное, дети — его жилище.
Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети - его хозяина.
Например:
У медведя — берлога.
У волка – логово.
У белки-дупло.
У ежика-нора.
У муравья – муравейник.
У птицы – гнездо.
У пчелы – улей.
У улитки - раковина
И наоборот:
Кто живет в берлоге? Медведь! И т. д.
«Жилое - нежилое»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о зданиях разного назначения. :
Для игры понадобятся карточки с изображением зданий разного типа.
Ход игры
Возможны два варианта игры.
Вариант первый:
Воспитатель показывает детям картинку и называет «Банк (больница, дом, коттедж, милиция, вокзал, аэропорт, магазин)». Дети отвечают: «Жилое или нежилое».
Вариант второй:
Воспитатель говорит: «Нежилое». Дети быстро называют здания. Затем воспитатель просит назвать жилые помещения.
«Из чего построен дом»
Цель: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома, обогащать словарь относительными прилагательными.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям встать в круг и говорит: «Ребята, дома бывают разные: большие и маленькие, новые и старинные. Давайте вспомним, из чего дома строятся». Воспитатель называет строительный материал и бросает мяч ребенку, а тот называет, какой это дом и возвращает мяч воспитателю.
Из кирпича - кирпичный.
Из бетона - бетонный.
Из дерева - деревянный.
Из глины - глиняный.
Из камня - каменный.
Из стекла - стеклянный.
Изо льда - ледяной.
Из пряников - пряничный.
Из бумаги - бумажный.
Вместе с воспитателем в конце игры дети выясняют, бывают ли бумажные, пряничные дома на самом деле.
«На чем едем, летим, плывем»
Цель: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.
Ход игры
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие, но вам придется отгадать, на чем мы поедем.
Воспитатель предлагает детям варианты описания разного транспорта.
- Этот транспорт ездит по городу, перевозит пассажиров, у него четыре колеса, много окон, сидений, кондуктор продает билеты. Что это? (Автобус.)
- У этого транспорта нет колес, нет крыльев, но есть штурвал, им управляет капитан, он плавает по рекам и морям. Что это? (Корабль.)
- У этого транспорта есть два крыла. Он летает. Что это? (Самолет.) И т. д.
«Кто чем управляет»
Цель: закрепить знания детей о профессиях на транспорте.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям закончить предложение подходящим по смыслу словом:
Самолетом управляет. (летчик).
Кораблем управляет. (капитан).
Автобус ведет. (водитель).
Поездом управляет. (машинист).
Такси ведет. (таксист).
«Родные улицы»
Цель: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.
Ход игры
Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
- Что такое улица?
- Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).
- Кто такие пешеходы? Как надо переходить улицу?
- На какой улице стоит наш детский сад?
- Какие еще улицы вы знаете?
- Что такое площадь?
- Какие площади нашего города вы знаете?
В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.
«Путешествие»
Цель: закрепить названия разных стран, формировать представление о том, что мы живем в большом мире, где много разных стран
Ход игры
1 вариант (для детей 5 лет).
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращав! мяч воспитателю.
Например:
Воспитатель: Дети:
Россияне живут - в России.
Англичане живут - в Англии.
Французы живут - во Франции.
Американцы живут - в Америке.
Японцы живут- в Японии.
Итальянцы живут - в Италии.
2 вариант (для детей 6 лет).
Воспитатель. Кто больше стран назовет? Дети отвечают, выигрывает игрок правильно назвавший больше стран.
«Кто в какой стране живет»
Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Ход игры
Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное плотно выставляется картинка с изображением соответствующего национального флага.
Кто живет е Америке? - Американцы.
Кто живет в России? - Россияне.
Кто живет в Японии? - Японцы.
Кто живет в Китае? - Китайцы.
Кто живет в Украине? - Украинцы.
Кто живет в Грузии?- Грузины.
Кто живет в Англии? - Англичане.
Кто живет в Испании? - Испанцы.
Кто живет в Литве? - Литовцы.
Кто живет в Бразилии? - Бразильцы и т. д.
«Узнай наш флаг (герб)»
Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг (герб) РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет местами флаги (гербы). Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг (герб) среди других. Игра повторяется несколько раз.
«Интервью»
Цель: систематизирование знаний детей
о родном городе, формирование умения рассказывать о нем.
Ход игры
Воспитатель выступает в роли корреспондента и просит детей дать интервью
в газету (на телевидение) о родном городе, рассказать о его достопримечательностях,
улицах, местах, где можно интересно провести время.
«Угадай, где я нахожусь»
Цель: закрепление знаний о достопримечательностях родного города.
Ход игры
Дети по очереди выбирают картинку с изображением какой-нибудь достопримечательности города и рассказывают о ней, не называя ее. Остальные должны догадаться, о каком месте родного города идет речь.
Игра с мячом «Я живу на…этаже»
Цель: закрепление понятия «этаж», «многоэтажный дом».
Ход игры
Воспитатель по очереди бросает детям мяч, ребенок возвращает мяч и говорит на каком этаже он живет.
Варианты игры: «Я живу на улице…», «Мой адрес…».
Литература
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
2. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. – М. : ТЦ Сфера, 2015