Эльвира Попова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Маленькие патриоты»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей
на тему: «Маленькие патриоты»
Разработала
воспитатель группы «А»
ОН для детей от 4 до 5 лет
Попова Э. М.
МБДОУ ДС№12 «Росинка»
2018г.
Вид проекта : групповой, творческий, долгосрочный
Продолжительность: (сентябрь – май 2019г.)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители,
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей „Маленькие патриоты“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,
Необходимые материалы: пособия, дидактические игры, методические разработки, литература о народно-прикладном искусстве, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, о Защитниках Отечества.
Актуальность: Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира, носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. И поэтому, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Цели и задачи проекта :
Цель проекта :
Формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
Воспитывать у детей :
- бережное отношение к родному городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
- воспитывать уважение к культурному прошлому России.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей :
- интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев.
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе;
Развивать у детей :
- навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей.
Предполагаемые результаты:
Дети будут знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: посёлок, область; достопримечательности родного посёлка и их значимость;
- государственную символику (знать флаг, герб РФ);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которое мы живем;
- разные виды народно-прикладного искусства;
- приобщены к истокам народной культуры, традициям.
Основное содержание проекта.
Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.
- Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
- Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
В воспитательном процессе ДОУ патриотического воспитание осуществляется по разным направлениям: духовно-нравственное, эстетическое, социальное, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.
Необходимым условием для реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников является создание благоприятного психологического климата в коллективе.
То есть каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В холле ДОУ организован выставочный стенд, где регулярно проводятся выставки фотографий детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей.
Для создания и просмотра презентаций имеется мультимедийный проектор для прослушивания песен - музыкальный центр.
Для реализации проекта :
- использовали художественно-развивающую среду в детском саду;
- разработали календарно - тематический план деятельности детей средней группы;
- изучили учебно - методические пособия;
- подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, русские народные костюмы для детей, игрушки;
- создали картотеку дидактических игр по патриотическому воспитанию;
- разработали альбом «Моя семья», пособие «Государственные праздники России».
- разработали дидактические пособия разной направленности (разработали самостоятельно игры, направленные на развитие умения определять народные промыслы, народные костюмы, у кого какой дом, игру, знакомящую с государственной символикой «Собери флаг России», «Собери флаг ХМАО», «Собери герб России»).
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства.
Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной.
На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России.
В дальнейшем в работе с детьми старшего дошкольного возраста будем знакомить с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- Создание проблемной ситуации.
- Беседа
- «Приглашение в путешествие»
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Изготовление подарков.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные,).
- Природоохранная деятельность.
- Выставки и экспозиции.
- Коллажи, посвященные Дню защитника Отечества и Великой Отечественной войне.
- Инсценировки, театрализации.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Анкетирование родителей и детей.
Цель: В преддверии работы по проекту по нравственно-патриотическому воспитанию, выявить знания детей и их родителей по этой теме.
- Индивидуальные консультации, беседы.
- Гостиная для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
- Проведение праздников и развлечений в детском саду.
- Фотовыставки «Мой любимый посёлок», «Красивые места в Мегионе», «9 мая - День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа – Защитник отечества», «Моя семья».
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
На этом наша работа не заканчивается, в дальнейшей работе мы планируем:
- продолжать работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей;
- подготовить консультации для родителей;
- участвовать в интернет конкурсах.
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Хочется закончить словами Сухомлинского В. А. :
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Приложение1
Тематическое планирование на год
Месяц Тема занятия Программное содержание Предшествующая работа
Сентябрь
«Семья»
Рисование
на тему
«Моя семья»
«Я люблю тебя, Россия»
- способствовать пониманию ребенком того, что такое семья (это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
- беседа о том, как заботятся о маленьких детях в семье;
- формировать доброжелательное отношение к членам семьи (в частности путем рассказа о каждом);
- рассказать о том, что у взрослых много дел по дому и им будет приятно, если дети помогут что-то сделать дома.
- Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию;
- познакомить детей с российским флагом;
- развивать интерес к историческому прошлому Россию
- Выставка семейных фотографий (фиксирующие какие-то важные для ребенка события и на которых есть члены его семьи)
- Игровые ситуации «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей»
- Настольный театр
- Игра- пазлы «Дом»
- Оформление патриотического уголка в группе (поставить флаг РФ на видное место);
- сделать подборку книг о богатырях.
Октябрь
«Детский сад»
Рисование на тему «Моя любимая игрушка»
«Путешествие в историю» - богатыри земли русской ( просмотр мультфильма: «Илья Муромец»,
Рассматрива-ние репродукции В. Васнецова «Богатырь» - Продолжать работу по формированию доброжелательного взаимоотношения между детьми.
Обратить внимание, что в детском саду несколько групп; что детский сад напоминает семью, где все заботятся друг о друге.
- напомнить детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать просьбу, благодарить за оказанную услугу.
- Закрепить навыки бережливого отношения к вещам, атрибутам, игрушкам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
- Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать патриотические чувства. - Рисование тема «Подарок другу»
- Показ фигурок персонажей из любимых мультфильмов («Крокодил Гена», «Барбоскины», «Белка и Стрелка, озорная семейка», «Лунтик», «Незнайка»)
- Экскурсия по детскому саду (в другие группы д/с, в кабинет медсестры и т. д.)
- Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей» (опираясь на книгу «Этикет для малышей»)
Ноябрь
«Мой родной посёлок»
Коллективная аппликация на тему «Дома на наших улицах»
- Продолжать работу по заучиванию детьми домашних адресов.
- Беседа о том, какие достопримечательности есть в нашем посёлке Высокий.
- Проговаривать то, что мы все живём в большой стране, России. - Рассматривание буклетов, картин с изображением посёлка
- Беседы о местах прогулок в нашем посёлке
- дополнить экспозиции в патриотическом уголке
Декабрь «Наша страна – это Родина моя»
Знакомство с русскими народными традиция (рассказ о праздновании Нового Года) - обратить внимание детей на то, что наша страна очень большая, красивая;
- закреплять называние нашей страны (Россия);
- вызвать восхищение красотой природы нашей страны;
- обогатить словарь детей понятием «Родина»;
- Обратить внимание на то, что в нашей стране живёт много талантливых людей
- Заучивание стихотворения А. Прокофьевой «Люблю березку русскую»
- Рассматривание иллюстраций книг с изображением гор, лесов, морей, городов и т. д.
- Организация встречи с компо-зитором-песенни-ком - Татьяной Морозовой.
Январь
«Наша Родина Россия»
Проведение музыкальных развлечений («Пришла Коляда, отворяй ворота»; «Зимние посиделки»)
- продолжать обогащать знания детей о природе России;
- расширять знания о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках;
- рассказать о значении песни в жизни народа;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине;
- вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа
- Рассматривание иллюстраций и кукол в национальных костюмах народов, населяющих нашу Родину (набор игр)
- Чтение русских народных сказок «Зимовье» и т. д.
- Знакомство с традициями русского народа (проведение «Колядок» в ДОУ)
- Чтение произведений русских писателей и поэтов (Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и т. д.)
Февраль
«Наша Армия Родная»
Спортивный праздник с участием родителей
- дать детям знания об армии;
- способствовать формированию у них первых представлений об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять преодолевать препятствия и т. п.);
- дать элементарные представления о родах войск;
- рассказать о защитниках Отечества, о празднике 23 февраля;
- воспитывать чувство гордости за российскую армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов
- Рассматривание иллюстраций с различными родами войск военной техники
- Заучивание пословиц и поговорок о русских воинах
- Проведение подвижных игр «Тревога», «Летчики, на аэродром»
- Заучивание песни «Бравые солдаты»
(музык. руководи-тель)
- Изготовление поздравительных открыток папам (дедушкам)
- Сделать коллажи на тему «Наши Защитники»
Март
«Мама, милая моя, очень я люблю тебя!»
Утренник, посвящённый 8 Марта - закрепить знание детьми имен и отчеств мам; кем и где работают;
- воспитывать любовь и уважение к мамам, их профессиям, вызвать желание оказывать им помощь;
- рассказать о праздновании Международного праздника «8 Марта»
- Рассмотреть фото мам, размещенные коллажем;
- Организовать выставку поделок «Умелые ручки»
(изготовление праздничных поделок для мам);
Апрель
«Москва – столица нашей Родины»
«Беседы о космосе» - уточнить что Москва, это не просто город, но и Столица России;
- познакомить детей с самыми главными его достопримечательностями Москвы (Красная площадь, Кремль);
- способствовать возникновению чувства восхищения красотой столицы нашей Родины;
- воспитывать любовь к нашей Родине и чувство гордости за нее,
- дать знания о первом космонавте нашей страны, о празднике «День Космонавтики»
- выставка иллюстраций г. Москва (разные виды Красной площади и Кремля)
- Постройка «своего» Кремля из большого конструктора
- Беседа о первом космонавте Ю. А. Гагарине
- Выставка иллюстраций о космосе;
- Игра «Главные праздники России»
Май
«Весна-красна, радует всех она»
«День Победы»
(с участием ветеранов ВОВ)
- продолжаем знакомить детей с военным временем, тяжелой судьбой военных и мирных жителей, защищавших свою Родину;
- рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны;
- воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории;
- развивать интерес к истории России, уважение к ветеранам ВОВ
- Организация в детском саду выставки «Боевая Слава давно минувших лет»
- Рассматривание репродукций на тему ВОВ
- «Мир-май-труд»
(оформление уголка)
- Выполнение рисунков на тему: «Красивые места нашей России»
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
У нас с вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой живем. В преддверии работы по нравственно-патриотическому воспитанию ваших детей просим вас ответить на ряд вопросов.
1. Как вы думаете, важно ли ребенку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? ___
___
2. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для вас и ребенка? ___
___
3. Рассказываете ли вы своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью? ___
___
4. Знакомите ли вы своего ребенка с памятными и историческими местами свой Родины, малой Родины? ___
___
5. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки патриотической направленности? ___
6. Поддерживаете ли вы у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны? ___
7. Смотрите ли вы с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оцениваете их вклад в жизнь общества? Какие? ___
___
8. Счиатете ли вы себя Патриотом? Почему? ___
9. Помогаете ли вы своему ребенку проявлять позитивные эмоции? Согласны ли вы с утверждением, что они станут вашей надеждой в старости?
___
10. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ___
___
11. Как вы считаете, возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему? ___
___
12. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей : педагогов или родителей? ___
___
13. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? ___
14. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___
15. Рассказываете ли вы своему ребенку о Мегионе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?___ ___
16. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___
17. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе? ___
___
18. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___
___
19. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Почему? ___
___
20. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? ___
21. Смотрите ли фильмы на военную тему? ___
22. Слушаете ли песни военных лет? ___
23. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?___ ___
24. Есть ли у вас возможность презентовать (или временно предоставить) фотографии, пилотки, значки, медали и другие предметы? ___
20. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? ___
___
Спасибо за ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовывать воспитательную работу в детском саду.
Анкета для ребенка
1. Как называется город, в котором ты живешь? ___
2. Тебе нравится жить в своем городе? ___
3. Как ты думаешь, ты любишь свой город? ___
4. Ты считаешь свой город красивым? ___В чем его красота? ___
___
5. Что ты мог бы сделать (вместе с друзьями, родителями, чтобы твой город стал лучше) ___
6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своем городе? ___
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.
3. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. – 192 с.
4. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 80 с.
5. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Худ. И. Ф. Дукк. – 2-е издание, перерабатывание. – СПб. : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2002. – 24 с.
6. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…»Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями)/ З. А. Гриценко. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Сперняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
8. Как наши предки шили одежду. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
9. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателейи методистов ДОУ. – Воронеж: ИП ЛАКОЦЕНИНА Н. А., 2012. – 288 с.
10. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт. - сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.
12. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру – к совершенству», М. : «Лист», 1999 г. – 144 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
15. Русские волшебные сказки. «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. – 240 с.
16. Русские сказки / ред. Губанова Г. Н., 2010. – 242 с.
17. Социальное развитие детей 3-7 лет : блочно-тематическое планирование/ сост. Н. Г. Фролова, О. П. Пустовалова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 147 с.
18. Умные сказки. Серия «Через игру – к совершенству». – М. : «Лист». 1997. – 168 с.
19. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 224 с.
20. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учеб. -метод. пособие для воспитателей ДОУ/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.
21. Шорыгина Т. А. Зелё ные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с.