Черепанова Eлена
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
Паспортные данные мини-музея.
Место расположения, условия: Мини-музей занимает уголок в группе «Василек», детский сад «Теремок», пгт. Чернышевск.
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств, гражданственности и патриотизма. Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее: введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам. Деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края. Дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном - творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок, осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Направление: русское народное творчество.
Участники проекта : воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Срок реализации: январь 2021года
Вид проекта : краткосрочный -1месяц
Тип проекта : познавательно – практический
Количество детей - групповой
Руководитель проекта - воспитатель подготовительной группы Черепанова Е. Н.
Актуальность проекта :
Традиции мастеров художественных промыслов России уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.
На основе народного гончарства в 18-19 вв. формируется искусство большого гжельского промысла, развивается производство фарфора в Дулево и Вербилках.
Традиции Павлово-Посадских ткачей получили блестящее развитие в набивном красочном Павловском платке. Конец 18 в. — первая половина 19 в. : развивается искусство Лукутинских лаков, появляется Жостовский расписной поднос, приобретает известность распространенная скульптура Троице-Сергиевого Посада и веселая игрушка Богородских резчиков. Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы.
Популярность народного искусства в наши дни необычайно велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.
В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т. д., знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Цель проекта :
• Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;
• изучить традиционные промыслы и ремесла России.
Задачи проекта :
• Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
• Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровье сберегающие условия;
• Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
• Знакомить с русским народным фольклором.
• Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
• Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Адресность: Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, где проводится ООД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия.
Соблюдение принципов:
• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
• Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные : формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре.
Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Предполагаемый результат: В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Перспективное планирование
дата тема цель
11.01.21
Что такое народная культура России. Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклор.
Труд и ремесла на Руси.
Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.
12.01.21 Русские народные игрушки. Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матр шки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матр шки как символа русского народного искусства.
Игрушка – матрешка. Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов -Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
15.01.21 Золотая хохлома Золотая хохлома. Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение. Работать в технике декупаж.
18.01.21 Сказочная гжель Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
19.01.21 Дымковские игрушки. Дымковская барыня. Петух Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского петуха. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.
21.01.21 Городецкие игрушки. Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти, работать в технике декупаж.
22.01.21 Искусство Жостова. Жостовский букет. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью и клея.
Приложение №1
Экспозиция «Русские народные промыслы»
Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Художественная роспись в России Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друг.
Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись. Городецкая роспись - визитная карточка Нижегородской области. 21 Писанка - оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни - от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны - каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое - земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.
Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного не далеко от Сергиева Посада. Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Механизмы работы игрушек очень просты. Отличительной особенностью игрушек является планка, кнопка или баланс, с помощью которых, игрушка начинает двигаться.
Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов. Подносы с жостовской росписью очень популярны.
Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики.
Дымковская игрушка. Рядом с городом Вятки была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города Вятки. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом. Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.
Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.