Надежда Тихомирова
Проект «Вальс Победы» по направлению «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать разнообразные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Публикация «Проект „Вальс Победы“ по направлению „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина своей Родины. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна, потому что в силу последних перемен, смены поколений, все более заметной стала утрата нашим обществом патриотического сознания. В наше время наблюдается низкая социальная активность у детей и молодежи. Очень часто интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, компьютерным играм, мультфильмам и фильмам сомнительного содержания и меньше интереса к истории и традициям своего народа. Всё меньше остается непосредственных участников тех великих исторических событий, которые могли бы рассказать детям о войне, о тяжестях военного времени. Наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
Объект проекта : неофициальные символы России: объекты природного мира и предметы рукотворного труда человека.
Предмет исследования – метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта : формирование у детей основ гражданственности, патриотизма, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края, его ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты:
• Повышение нравственного уровня воспитанников.
• Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.
• Развитие инициативы, самостоятельности.
• Преобразование предметно-игровой среды группы.
• Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
• Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, народу.
• Ознакомление с родным поселком продолжится в семье.
• Расширение знаний детей об известных людях родного поселка, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.
• Сформированность элементарных проектно - исследовательских умений и навыков.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает и защищал Родину: воинам Российской армии, ветеранам;
2. Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
3. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность;
4. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихотворений, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;
5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
6. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;
7. Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания;
8. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Время выполнения: долгосрочный (декабрь 2020г. - май 2021г.)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Развивающая предметно- пространственная среда проекта : папки –передвижки, стенгазета, фотографии, открытки, иллюстрации с фрагментами военных лет, дидактические игры, тематические альбомы для рассматривания, георгиевская лента, детская литература по военной тематике, военная техника для игр.
Предполагаемый продукт проекта : проведение праздника «День Победы».
Форма представления продукта и результатов проекта : литературно – музыкальный праздник, экскурсия к памятнику погибшим во время ВОВ воинам и памятнику труженикам тыла.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
1. Определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала.
2. Выявление первоначальных знаний детей об армии, о войне, о празднике День Победы.
3. Информирование родителей о предстоящем проекте. Анкетирование родителей.
4. Сбор информационного материала. Создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2 этап. Практический.
1. Проведение НОД, бесед о ВОВ.
2. Привлечение родителей к участию в проекте.
3. Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
4. Организация выставки рисунков ко Дню защитника Отечества.
5. Оформление стенгазеты «Наши защитники»
3 этап. Обобщающий.
1. Экскурсия к памятнику павшим в годы Великой Отечественной войны воинам.
2. Литературно - музыкальный праздник «День Победы».
3. Возложение цветов к памятнику воинам – тонкинцам, к памятнику труженикам тыла.
4. Презентация проекта
Список литературы
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
2. Виноградова Н. Ф., С. А. Козлова «Наша Родина» М. Просвещение. 1984г.
3. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»
4. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
5. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
6. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
М. Мозаика-Синтез 2012г.
7. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. :
8. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
9. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
10. Козлова С. А. «Мой мир» М. Линка-Пресс 2000г.
11. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. :
12. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
13. КондрыкинскаяЛ. А. «С чего начинается Родина?» М. Сфера 2003г
14. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
15. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» : -М. : Линка-
16. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»
Приложение 1
План проведения мероприятий в старшей группе по проекту «Вальс Победы».
(декабрь 2020 г. – май 2021г.)
Декабрь
1. Анкетирование родителей по проекту «Вальс Победы». Предложить родителям принять участие в создании предметно – пространственной среды.
2. Создание патриотического уголка в старшей группе.
3. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет. Дидактическая игра «Узнай и назови боевую технику Великой Отечественной войны».
4. Беседа с детьми «Что я знаю о войне».
5. Рисование «Самолеты в небе»
6. Создание альбома «Наши папы и деды тоже в армии служили…»
7. Участие в районном читательском видеомарафоне «Мы о войне стихами говорим».
Январь
1. Создание тематических альбомов: «Город – герой Ленинград», «Военная техника».
2. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, «День Победы» сл. Д. Тухманова, «Катюша» сл. М. Блантера.
3. Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для рассматривания детьми.
4. Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.
5. ООД «Города –герои».
5. Посещение районного краеведческого музея в предверии Дня снятия блокады. Просмотр детьми презентации «Блокадный Ленинград».
Февраль
1. Заучивание пословиц и поговорок о солдатской службе, долге и защите своей Родины, ее защитниках, героизме, смелости, храбрости воинов.
2. Рисование «Солдат на посту».
3. Чтение Л. Кассиль из книги «Твои защитники», С. Алексеев «Первый ночной таран».
4. Изготовление подарков для пап и дедушек ко Дню защитника Отечества.
5. Беседа «Нет в России семьи такой, где б не был памятен герой»».
6. Проведение праздника «День защитника Отечества».
7. Беседа на тему: «Что лучше –худой мир или хорошая война?»
Март
1. Просмотр передач и фильмов о Великой Отечественной войне.
2. Беседа с детьми на тему: «Нижний Новгород – город трудовой славы». (о тех, кто в тылу «ковал» победу)
3. Чтение произведения С. П. Алексеева «Брестская крепость».
4. Аппликация «Вечный огонь»
5. Изготовление раскладушки «Брестская крепость».
6. Посещение детского сада библиотекарем детской библиотеки МБУК «МЦБС».
7. Урок памяти «Давным – давно была война».
Апрель
1. Беседа: «Какие памятники видели в нашем поселке? «Где расположены?». Рассматривание буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной Войны.
2. Чтение произведений А. Митяева: «Почему Армия всем родная», «Дедушкин орден». Беседы с детьми по произведениям.
3. Разучивание песни «День Победы» В. Харитонова. Беседа по содержанию песни.
4. ООД «Великая Отечественная война».
5. Заучивание стихов о Великой Отечественной войне.
6. Участие детей в дистанционных конкурсах рисунков: «Рисуем Победу», «Победный май».
Май
1. Беседа на тему: «Георгиевская лента – символ Дня Победы»
2. Выставка рисунков, поделок ко Дню Победы».
3. Посещение отдела боевой славы районного краеведческого музея: «Наши земляки – герои Советского Союза».
4. Проведение праздника «День Победы».
5. Возложение цветов к памятнику погибшим воинам – землякам, к памятнику труженикам тыла.
6. Показ презентации.