Елена Рысаева
Консультация для родителей «Как научить ребенка составлять рассказ»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение составлению историй происходит поэтапно. Сначала это описание предмета или игрушки. Следующий этап – описание изображения на картине. Потом необходимо учить детей рассказывать по картинкам, связанным единым сюжетом. Количество картинок от 4 до 6.
Дошкольники подготовительной группы уже составляют истории, самостоятельно проявляя творческое мышление. Очень важна последовательность изложения. Например, составление рассказа по картине соответствует следующему алгоритму:
Начало рассказа: «Однажды…».
Все изображенные на картине люди имеют имена, а животные клички.
- Придумывается диалог героев.
- Описывается действие персонажей.
- Придумывается название рассказа.
Эффективный прием при обучении в составлении историй – это игры и игровые упражнения. Например, «Путешествие в Сочиняйку». Цель: учить сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги. Взрослый начинает рассказывать истории про игрушки, зверушек, детей, а дошкольники продолжают. При затруднении задаются наводящие вопросы.
Описание предмета или игрушки
В основе описания предмета или игрушки используются их самые заметные характеристики. Например, цвет, форма, вкус, запах, предназначение предмета. Как ребенок может описать яблоко: «Это яблоко. Оно красное (краснобокое, зеленое, круглой формы, сладкое (кислое, растет на дереве, фрукт». Такое описание озвучивают дети старшего дошкольного возраста.
Рассказ малышей представляет собой ответы на наводящие вопросы взрослого и состоит из 2 – 3 предложений. Например, описание мячика: «Это мячик, он большой, красного цвета».
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Обучение составлению рассказов по серии картинок начинается с информации о его структуре. Дошкольник должен знать, что у истории есть начало, главное событие и конец. Дети учатся придумывать разное начало для рассказов, их название.
Важно уметь озвучивать диалог персонажей, присутствующих на картинках. Серия предлагаемых картинок состоит из 2-6 изображений. Описывается каждая картинка, объединяясь с другими в единый сюжет.
Связное описание изображения на картине
Картина, предлагаемая детям для описания, должна быть доступна их пониманию. Например, в 3 года это «Кошка с котятами», а для старших дошкольников это могут быть изображения природы, сюжеты, натюрморт. Например, «Дети на прогулке», «Весна», «На горке».
В подготовительной группе можно использовать картины известных художников. Например, И. Левитана «Большая вода» или В. Васнецова «Аленушка». Дошкольник описывает главные объекты, постепенно переходя к дополнительным. При описании картины детьми активно используются прилагательные.
Поддержка свободного изложения личных историй и впечатлений
Дети с удовольствием делятся с окружающими личными впечатлениями. Они охотно передают свои переживания, эмоции, чувства. Происходит развитие связной монологической речи дошкольников. Темы для историй: «Детский сад», «Семья», «Путешествие к морю», «Поездка к бабушке в гости», «Покупка новой игрушки». Роль взрослого заключается в том, чтобы направить поток детской информации в нужное русло.
Рассказывая истории из личного опыта, дети должны уметь:
• Не отклоняться от заданной темы;
• Точно указывать время и место событий, произошедших с дошкольником;
• Использовать в рассказе точные названия предметов, имена, действия.
• Рассказ должен быть законченным.
Очень важен объем словарного запаса ребенка. Чем он больше, тем подробней будет рассказ.
Обучение детей пересказу и сочинению небольших историй выполняет важные функции в речевом и мыслительном развитии дошкольника. Ребенок учится повествованию и связному изложению, тренирует грамматический строй своей речи, развивает активный словарик, обучается придавать последовательность и завершенность высказываниям.