Приложение МААМ

«Согласные звуки [З], [З’] буква». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Проценко Елена Витальевна
«Согласные звуки [З], [З’] буква». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение грамоте в подготовительной группе.

Тема: Согласные звуки [З], [З’] буква З. Предложение.

Звуковой анализ слова «Замок».

Цель: знакомство с буквой З и звуками [З], [З’] звуковой анализ слова и ударение

Задачи:

- продолжать учить детей графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги;

- знакомить с буквой З;

- учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать знак ударения на схеме;

- продолжать знакомить с понятием «ударение»;

- развивать фонематический слух, внимание, память;

- воспитывать тактичность, сдержанность в общении со сверстниками и взрослыми.

Продолжительность занятия 30 минут

Участники: подготовительная группа

Оборудование и материалы: звуковая схема для гласных и согласных звуков (красный и синий, буква З -печатная, картинка: замок и замок, счетные палочки, распечатанная буква на каждого и коробочка – буквенный конструктор, ножницы

Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок, игровые.

Список литературы: О. М. Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Часть 2» стр. 66

Структура занятия:

Этап занятия Содержание Время

Организационный момент. Приветствие. Воспитатель приветствует детей, мотивирует их на изучение нового звука. Сообщение темы занятия. 3-5 минут

Основная часть Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой 20 минут

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Воспитатель подводит итоги занятия. Оценивает работу детей. 3-5 минуты

Организационный момент.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять –

Занятие пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь

(Сели красиво, ножки вместе, спинки прямо)

Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятие? Что можно про нее рассказать? (Отвечаем полным ответом. Поднимаем руку.)

Дети: с буквой Я – гласная, обозначается красным цветом.

В: Молодцы

Основная часть

Дети садимся за столы. Осанка!

Разминка: упражнение «Больше – меньше»

Воспитатель: Назовите слова, противоположные по смыслу:

- елка высокая - низкая;

- карандаш длинный - короткий;

- лента широкая - узкая;

- мальчик чистый - грязный.

Воспитатель: Составьте предложение со словами, противоположное по смыслу, дети записывают короткими черточками в тетради, например:

Я нарисовал большой дом и (маленький домик).

I__ ___ ___ ___ _ ___.

Река глубокая, а ручей (мелкий).

Ягоды клубники крупные, ягоды земляники (мелкие).

Воспитатель: Ну а сейчас пора познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими попробуйте отгадать.

Фонетическая зарядка

• Как поют комарики? (З-з-з)

• Что мы слышим когда муха попадает в паутину? (З-з-з)

• Как звали девушку, которая на балу потеряла хрустальную туфельку (золушка)

Воспитатель: Какой звук слышится в начале слов: Золушка, заплатки, зола? Дети: ([З])

Педагог обращает внимание детей: когда мы произносим звук [з], губы растянуты в улыбке, произносить его нам помогает язык и зубы (язык упирается в зубы). Давайте произнесем звук! [З],

Дети: [З],

Воспитатель: Какой это звук? Согласный или гласный?

Дети: Согласный

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: при произношении воздух встречают препятствие: губы, зубы? (Согласные)

Воспитатель: Звук [З] –Согласный, его можно произносить твердо, например (Золушка, заплатка, зубы) и мягко (зебра, зефир, зеркало).

Воспитатель: Наш Звук [З] –Согласный, еще (мягкий и твердый,

И еще он может быть звонкий или глухой

Как проверить? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Приложим ладошку к горлышку и произнесем – дрожит, голосок так звонко поет песни, что даже стенки «домика» дрожат. Значит он какой?

Дети: звонкий

Воспитатель: поиграем в игру «Хлопни -топни», буду называть слова, если в слове слышится твердый звук – дети хлопают, а мягкий – топают: заяц, зима, заря, зерно, Зоя, Зина.

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка «Если нравиться тебе»

Если нравиться тебе, то делай так,

Делай два щелчка пальцами над головой.

Если нравиться тебе, то делай так,

Дважды хлопаю в ладоши.

Если нравиться тебе, то делай так,

Дважды хлопают по коленям.

Если нравиться тебе, то другим покажи.

Если нравиться тебе, то делай так,

Дыхательная гимнастика

Держим перед собой ладошки, делаем глубокий вдох носом. Округляем губы и с силой выдыхаем воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

Ознакомление с буквой З

Педагог показывает букву З (зэ, сопровождая показ стихотворным описанием образа.

На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра «три»

.

Воспитатель: на что похожа буква «З»

Дети: Отвечают

После ответов вывешиваются картинки

Воспитатель: Буква З похожа на цифру, на завитушку и на пружину.

Воспитатель: Ребята, буква З обозначает два звука звуки [з], [з’]

Нашли эту букву в алфавите, в таблице. (вот так она выглядит, она согласная, твердая и мягкая, и глухая)

Дети «прописывают» букву з в воздухе указательным пальцем. Два раза.

Воспитатель: А сейчас без меня.

Дети выкладываем из счетных палочек букву З

Буквенный конструктор

Букву «з» разрезаем пополам (делим ее на два полукруга) и кладем в коробочку, где мы собираем буквенный конструктор

Звуковой анализ слова

И приступаем к анализу слова, а слово (замок)

Дети: В слове замок первый звук….

З — первый звук [с], произнести этот звук нам «мешает» язык и зубы. Это согласный звук, произносится он твердо или мягко, звонкий, – обозначается синим цветом

А — 2 звук гласный, Когда мы его произносим нам ни чего не мешает, этот звук можно пропеть, гласный – красным цветом,

М — 3 звук - согласный, звонкий, твёрдый, - обозначается синим цветом

О — 4 звук гласный, Когда мы его произносим нам ни чего не мешает, этот звук можно пропеть, гласный – красным цветом,

К — 5 звук согласный, твёрдый, глухой, - обозначается синим цветом

Дети «Читают» слово по схеме. Во время чтения указка медленно двигается по схеме, пропевая гласные звуки.

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове (пять); Дети: пять

Воспитатель: Сколько из них согласных (три, назовите их; Дети: три, з, м, к

Воспитатель: Сколько гласных звуков (два, назовите их; Дети: две а, о

Воспитатель: Сколько в слове слогов (два) (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов, еще как можно проверит - хлопками. Назовите их; Дети: два за -мок

Воспитатель А какой слог ударный? (Ударение- это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем звучать громче, сильнее, протяжнее чем другие. А звучать, петь тянуться могут только гласные.)

Воспитатель: какой звук в этом слове ударный? Дети: в слове замок ударный первый звук а, и значит ударный первый слог.

Заключительная часть.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями.

-и хочется узнать, что нового вы узнали сегодня. (Полным ответом)

-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [з], [з’])

- Звук [з] какой? (Согласный, звонкий, твердый.)

-Звук [з’] какой? (Согласный, звонкий, мягкий).

-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «З»).

Рефлексия:

- что было сложно? Было все понятно? - ребята Молодцы!

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Согласные звуки [З], [З’] буква». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 15 января 2025 в 19:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Согласные звуки [З], [З’] буква». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Проценко Елена Витальевна (УИ 1757310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД