Темнорусова Ольга Анатольевна
Проект по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновые фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по художественно-эстетическому развитию
Пояснительная записка
1) Актуальность
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в творчестве. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объем, сделать картину рельефной и живой. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинография, которые дают толчок в развитии, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности в целом. Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти. Освоение технических приемов пластилинографии доступно детям дошкольного возраста. Оно вносит новизну, делает его интересным и увлекательным. С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает, что пластилином можно рисовать.
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию „Пластилиновые фантазии“» размещена в разделах
- Лепка с использованием бросового материала
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Программа работы кружка составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
2) Практическая значимость
Дети группы «Сказка» очень любят рисовать, лепить, заниматься аппликацией и другой творческой деятельностью. Для поддержания их творческого потенциала мой выбор пал на тему по дополнительному образованию «Развитие творческих способностей через пластилинографию : «Пластилиновая фантазия».
3) Связь этой программы с уже существующей:
Данная программа имеет связь с программой «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
4) Новизна программы «Пластилиновая фантазия» заключается в том, что данная программа направлена именно на развитие творческих способностей через пластилинографию.
Для меня пластилинография стала открытием как способ раскрытия творческих способностей детей. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию мелкой моторики руки.
5) Вид программы: модифицированная, так как составлена на основе программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
6) Цель: способствовать развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через пластилинографию в условиях творческого объединения «Пластилиновая фантазия».
Задачи:
1. Способствовать развитию умения детей передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Познакомить детей с основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
3. Способствовать развитию умений детей работать на заданном пространстве, принимать задачу, слушать и слышать речь взрослого действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
4. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
5. Развивать интерес к процессу и результатам работы.
6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
7. Способствовать воспитанию усидчивости, выдержки, терпения, умения доводить начатое до конца, навыки аккуратной работы с пластилином.
8. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
7) Отличительные способности программы:
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.
Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Особенностью программы «Пластилиновая фантазия» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
8) Ключевые понятия:
«Пластилинография» – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
«Творческие способности» – способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
«Дошкольный возраст» – период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3-4 года, средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст.
«Мелкая моторика» – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
9)Этапы реализации программы и их связь
1. Диагностика начальная: наблюдение за детьми во время занятий рисованием, режимных моментов и во время свободной изобразительной деятельности.
2. Создание программы. На основе диагностики было выявлено, что 15% детей имеют заниженные способности практических навыков работы с материалами и инструментами, недостаточные творческие способности и умение следовать устным инструкциям воспитателя. Разработка программы и перспективного плана работы.
3. Апробирование программы в течение месяца подтвердило актуальность показало, что нужно проводить дополнительные занятия для привития детям данных навыков.
4. Основной (практический) этап. Выполнение перспективного плана работы.
5. Конечная диагностика. Подведение итогов года.
10) Особенности возрастной группы
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения).
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Дети данной группы умеют самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображения на листе. Не теряются при использовании способов нестандартного решения при выполнении аппликации. Умеют экспериментировать с различными материалами. Проявляют фантазию, умеют передавать личное отношение к объекту изображения.
Список детей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
11) Режим занятий:
18 занятий в год, 2 раза в месяц, один раз в две недели.
12) Прогноз результатов и способы их проверки:
Ожидаемый результат:
Дети в процессе творческой деятельности с пластилином :
- научатся передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- овладеют основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- научатся работать на заданном пространстве, будут свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;
- будут уметь принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- научатся обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- будут аккуратны при работе с пластилином.
- будут более усидчивы, выдержаны, терпеливы, получат навыки совместной работы, научатся доводить начатое до конца.
У детей в процессе творческой деятельности с пластилином :
- возникнет желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
- разовьется мелкая моторика, координация движений рук, глазомер;
- возникнет интерес к процессу и результатам работы, к творческой деятельности.
Диагностика освоения программы проводится в начале и в конце учебного года и осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А, Дьяченко О. М., содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия и моторики руки.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№ Показатели
Фамилия, имя
ребенка Уровни развития
(В – высокий, С – средний, Н – низкий)
Развитие воображения Развитие восприятия Развитие моторики руки
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Учебно-тематический план
1) Последовательность тем по программе:
Месяц Тема Количество занятий
Сентябрь «Осень» 2
Октябрь «Животные» 2
Ноябрь «Игрушки» 2
Декабрь «Новогодний калейдоскоп» 2
Январь «Птицы» 2
Февраль «Подарок для папы», 2
Март «Подарки для мамы» 2
Апрель «Мышка норушка и золотое яичко» 2
Май «Бабочка» 2
Всего за год: 18 занятий
2) Количество занятий на каждую тему: два занятия
3) Соотношение ознакомительного и практического материала:
Ознакомление с новыми задачами - 15% всего занятия, практическая часть- 85%.
Тема Задачи
Сентябрь. Тема «Осень»
«Созрели яблочки в саду» 1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.
2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева)
4. Развивать образное восприятие
«Осеннее дерево» 1. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
2. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
3. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
4. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
5. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
Октябрь. Тема «Животные»
Черепаха 1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином : раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Ежик 1. Закреплять знания детей овальной формы, приё мов изображения ежика: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
2. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
3. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Воспитывать аккуратность в работе
Ноябрь. Тема «Игрушки»
«Воздушные шары» 1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать эстетическое и образное восприятие
«Бусы для Люси» 1. Закрепить умение детей лепить предмет (бусы, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя по цвету.
2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки.
3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
4. Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.
Декабрь. Тема «Новогодний калейдоскоп»
«Украсим ёлочку новогодними шарами» 1. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
2. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
3. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
«Украсим ёлочку новогодними бусами» 1. Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
2. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
3. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
4. Развивать интерес к работе.
Январь. Тема «Птицы»
«Птич «Птичка-невеличка» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
«
«Звездное небо» 1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
2. Закрепить навыки работы с пластилином : раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
4. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
Январь «Украсим Кате чашку» 1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Февраль «Клубочки для котенка» 1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.
4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик, используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.
Февраль «Подарок для папы». 1. Закрепить продолжать знакомить детей со свойствами пластилина;
2. Учить достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта;
3. Вызвать желание делать приятное, дарить подарки.
Март «Веточка мимозы в подарок маме» 1. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
3. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
4. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
Март «Украсим туфельку» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
4. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Апрель «Мышка-норушка и золотое яичко» 1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост утенка).
4. Развивать чувство формы и композиции.
Апрель «Радуга-дуга» 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.
2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).
Май «Бабочки» 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.
2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.
4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
Май 1. Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки, знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке,;
2. Совершенствовать умение работать в нетрадиционной изо технике- рисование пластилином;
3. Расширять знания о возможностях данного материала, учить наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения;
4. Активизировать словарь.
III. Содержание программы
Кадровое Воспитатель
Методическое Методическая литература, (см. список литературы
) интернет ресурсы, из личного опыта.
Материально-техническое На базе группы (пластилин и д. р.) сбор материала
совместно с детьми и родителями.
Наглядно-методическое Фотографии, картинки, макеты, игрушки, репродукции картин ит. д.
. Список литературы
1) Используемый при составлении программы.
1. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст] : методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М. : Просвещение, 2004.
2. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М. : Просвещение, 1991.
3. «Пластилинография» Г. Н. Давыдова 2008 год.
4. М. Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 год.
5. Мастерилка «Волшебный пластилин». Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистова., О. Г. Жукова, АРКТИ 2007 год.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
7. Курнышева Л. Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца»).
8. Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М. :Теревинф, 2006.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
10. «Пластилинография» Г. Н. Давыдова 2008 год.
11. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2011 год.
12. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006.
13. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил. - (Город мастеров)
14.«Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
15. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.
16. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2007.
2)Рекомендованный родителям.
1. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп,2007.
3. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. :Феникс, 2008.
4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М. : ООО издательство