Татьяна Ефремова
Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников в МДОУ»
Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта
Дети, родители, воспитатели группы.
Актуальность темы
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. С началом демократизации общества в целом из воспитания и обучения подрастающего поколения стали исчезать многие славные традиции военной истории, героического прошлого нашей страны.
Задачи
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- развитие элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ;
Цель
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по разработанному плану. В ходе предварительной работы были проведены беседы и консультации с родителями по вопросам актуальности патриотического воспитания детей; формированию личности, обладающей качествами гражданина-патриота, готового к защите своего Отечества; внедрению в жизнь социальных норм толерантности. Также было уделено особое внимание важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях.
На первом этапе работы необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.
Второй этап работы предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Для решения этой задачи в группе оборудованы специальные зоны:
- центр «Наша Родина - Россия», содержащий материал по ознакомлению со своей страной, государственной символикой;
- зона «Права ребенка» (памятка для родителей, сменные консультации о правах детей);
- центр «Мой край, Мордовия моя!» (наглядные пособия, дидактический материал о родном городе, его достопримечательностях, о знаменательных датах в истории города);
Третий этап работы по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
План мероприятий в рамках реализации проекта «Патриотическое воспитание в ДОУ»
Срок проведения
Тема
Мероприятия
Сентябрь
Моя малая родина (семья, дом, детский сад)
- беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?»;
- организация выставки детского творчества «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовёт»;
- оформление альбома «Моя семья» (создание герба семьи, генеалогического древа);
Октябрь
Защитники земли Русской
-беседы «Слава и гордость земли Русской», «Былинные богатыри – Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич»;
- рассказывание по картине В. Васнецова «Богатыри»;
- проведение спортивного досуга «Богатырский турнир»;
- выставка детских работ «Любимые герои Онежских былин»
Ноябрь
Моя Родина - Россия
- оформление центра «Наша Родина-Россия» (фотографии, рисунки, поделки, авторские рассказы и стихи);
- создание альбома «Мы разные, но мы вместе», о народах, населяющих нашу страну;
- спортивный досуг «Игры народов России»;
- праздник «Люблю тебя, моя Россия», приуроченный ко Дню народного единства;
Декабрь
Мой край, Мордовия моя!
- беседы «Это гордое звание-мордвин», «Что мы знаем о родном городе»;
- оформление центра «Мой родной город» (символика города, иллюстрации, фотоматериалы, карты города и микрорайона);
- создание семейных альбомов «Любимые места в Саранске»;
- выставки детских работ «Любимый город», «Храмы Мордовии»;
- литературно-музыкальная викторина «Гимн великому городу»;
- досуг «Мордовские пляски» (разучивание старинных танцев, хороводов, правил этикета).
Январь
Была война. Была блокада…
- беседа «Они отстояли Ленинград»;
- выставка детских работ «Этих дней не смолкнет слава»;
- экскурсия в библиотеку, посещение фотовыставки «Никто не забыт - ничто не забыто…», видео-презентации «Хроника блокадных дней»;
- экскурсия в Музей боевой славы, возложение цветов к вечному огню;
Февраль
Военная присяга
- изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки»;
- викторина «Что мы знаем о нашей армии»;
- создание альбомов «Различные рода войск», «Когда мы едины - мы непобедимы»;
- изготовление открыток и подарков папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества;
- фотоконкурс «Есть такая профессия - защищать Родину»;
- выставка детских художественных работ «От защитников богатырей до защитников наших дней»;
- родительское собрание «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственное развитие Российской армии».
Март
Культура русского народа
- беседы «В старину в Отечестве нашем…», «Поклонение женщине-матери, хранительнице семейного очага»;
- оформление альбома «Секреты бабушкиного сундука»;
- создание мини-музея «Славянские ремёсла»;
- театрализованное представление «Широкая ярмарка»;
Апрель
Православные праздники и традиции
- беседы «Традиции народных гуляний на пасхальной неделе», «Светлая Пасха»;
- выставка народного костюма;
- родительское собрание «Ступени духовно-нравственного воспитания, рожденного временем на основе традиций культуры».
Май
День Победы
- беседы «Вставай, страна огромная…», «Они сражались за Родину», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»;
- слушание песен военно-патриотической тематики, просмотр диафильмов о войне «Маленький сержант», «Фронтовые письма»;
- создание альбома «Победа была за нами»;