Марина Назарова
Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их и других видах деятельности, новой обстановке. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное отношение к ней. что и стимулирует мысленную активность. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими и мысленными. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению.
Публикация «Консультация для родителей старшего дошкольного возраста „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры развивающее мышления детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различение выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В играх есть возможность формировать у детей новые знания, знакомить их со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Какие это мыслительные умения? С помощью, каких дидактических средств их следует формировать?
Хочу познакомить с дидактическими материалами - логическими блоками, которые помогают развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений.
Набор логических блоков - это плоские фигуры разного цвета, формы, размера и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - крохотный мостик к словесно-логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Дети, работая с логическими блоками сравнивают, классифицируют, анализируют и обобщают предметы по цвету, форме, размеру, выполняют различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут. Играть можно не только на занятии, но и в свободное время, как в детском саду, так и дома - родители должны быть равноправными игроками.
Предлагаю следующие игры: «Автотрасса» - дети самостоятельно создают линейный алгоритм, «Необычные фигуры» - это игра выращивание дерева - разветвленный алгоритм. Игра «Построй дом» - развитие логического мышления, внимания, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах. Дальнейшие упражнения можно проводить как игры с обручами — и использовать в работе можно геометрические фигуры, тела, набор чисел - деление на четные и нечетные.
Предлагаю варианты игры «Обручи» - классификация мебели, одежды, перелетные зимующие птицы - слова состоящие из 2-3 слогов, использование гласных и согласных букв, существительных, прилагательных. Предлагаю карточки «Кайс» - это вариативная, многофункциональная, дидактическая и игровая система открытого типа. Всего 160 квадратных карточек. Рекомендуемые игры: пасьянс, домино, плоский графический конструктор, графический транформер, игры для развития памяти.
Использую в работе занимательную математику, у ребят во время занятия формируются важные качества: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры на составление целого из частей и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур: «Дорисуй», «Дострой». Игры и упражнения с цветными счетными палочками - дети составляют предметные изображения: дома, кораблики, мебель; после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники.
Очень интересны детям логические задачи - ребята доказывают правильность решения, опровергают неправильное, рассуждают. Игры: «Найди ошибку», «Какая фигура здесь лишняя и почему», «Продолжи ряд», «Поиск девятого», «Заверши числовую цепочку», «Кто быстрее найдет и покажет?».
В уголок занимательной математики помещаю несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу - в начале простую затем более сложную. Совместно с ребенком прослеживаем ходы с помощью карандаша, мела, а затем зрительно - у ребенка во время игры проявляется устойчивое внимание, сосредоточенность, желание достичь цели.
Очень интересны детям ребусы, кроссворды, задачи-шутки, занимательные вопросы, загадки, логические концовки. Занимательный математический материал можно включать не только в основную часть занятия, но и использовать в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур.
Наборы фигур не произвольны, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, круга, овала или прямоугольника. Игры интересны и детям и взрослым. Игра «Танграм» -одна из несложных игр. Игра проста в изготовлении - квадрат 8x8 разрезается на 7 частей. Дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра-головоломка «Пифагор» - помогает в работе с детьми, использую с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.
«Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Гексамино» -дети составляют фигуры-силуэты по образцу и по собственному замыслу. У детей формируется привычка к умственному труду.
Очень интересна детям игра «Геоконт» - использование разноцветных резиночек для построения геометрических фигур, домов, заборов, транспорта.
Для развития мыслительных способностей у ребят пользуюсь во время занятий тетрадью «Интелектика для дошкольников». Дети умеют анализировать, планировать, рассуждать, комбинировать.
Использую в работе «Вычислительную машину» не только на занятии по математике, но и грамоте.
Игра «Мягкий квадрат» - дети стоят по образцу. Играем по системе «Триз», дети решают проблемные ситуации, открывают для себя нечто новое. Это игра на знакомство с противоречиями «Черное-белое», «Правый фланг-левый фланг», «Сумей в плохом найти хорошее».
Игры на нахождение внутренних ресурсов - «Открытки для Дины», «Красная Шапочка», «Помоги Оле», «Чудный лесник». Развивающаяся игра «Разноцветные полоски» - дети сравнивают предметы по длине, ширине, высоте, определяют числовые значения цветных полосок, находить признаки сходства и различия между предметами. В процессе игры дети осваивают последовательность чисел натурального ряда, их состав, учатся считать, уменьшать и увеличивать числа.
Предлагаю игровые упражнения «Строим дорожки», «Считаем ступеньки». Интегрированные занятия «Картинная галерея», «Отправляемся в путешествие». Конструирование «Собака», «Мосты через реку», «Поезд», «Пирамида», «Лесенка».
Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, желание и умение учиться.