Приложение МААМ

Проект по формированию основ профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Ирина Мишагина
Проект по формированию основ профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по формированию основ профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

«Дети в мире профессий»

Автор: Мишагина Ирина Викторовна

МБДОУ ЦРР № 20 «Сказка»

Учитель-дефектолог

Ханты-Мансийск, 2023

Пояснительная записка

Актуальность

Публикация «Проект по формированию основ профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» размещена в разделах

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. В настоящее время важно помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, таланты и задатки, которые будут в дальнейшем развиваться на различных стадиях образования.

Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, в том числе с нарушениями зрения особо важное значение имеет полноценное развитие в процессе социализации и адаптации детей в общество. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями и осуществлением ранней профориентации.

Детский сад дает возможность познакомить дошкольником с трудовой деятельностью сотрудников образовательной организации в непосредственном их наблюдении, с возможностью участия в трудовых процессах с использованием настоящих профессиональных инструментов.

Знакомясь с профессиями ближнего окружения дети с ОВЗ и инвалидностью смогут получить конкретно-наглядные представления и расширить знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение к труду, тем самым подводя детей к пониманию, что любой труд требует ответственности и добросовестности, а также подготавливая детей с ОВЗ к вступлению в самостоятельную жизнь.

Ребенку с ограниченными возможностями предоставляется максимум самостоятельности в различных видах деятельности и ситуациях. Система и организация работы по социально-бытовой ориентировке и ранней профориентации обеспечивает успешность его социализации, высокий уровень интереса и мотивации к миру профессий и в дальнейшем возможность принятия новых условий школьной жизни.

Профессии ближайшего окружения, с которыми знакомятся воспитанники в рамках реализации проекта, позволяет расширить кругозор, развивать познавательные способности воспитанников. Мероприятия проекта позволяют в наиболее мягкой и доступной форме осваивать определенные сведения социального характера.

Содержательный раздел.

Тип проекта : познавательный

Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год)

Участники проекта : педагоги, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители).

Цель: совершенствование системы работы по формированию основ профессионального самоопределения детей с ОВЗ, инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, через различные виды деятельности.

Задачи:

• осуществлять успешную социализацию и развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;

• развивать познавательный интерес и формировать предпосылки в дальнейшем выборе профессии, веру в свои силы;

• расширять представления детей о профессиональной деятельности людей разных профессий, о важности и значимости их труда;

формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли техники в трудовой деятельности; воспитывать уважительное и бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, в том числе с нарушениями зрения.

Формы работы : экскурсии, встречи с интересными людьми и т. д.

Методы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение конкретных трудовых процессов, трудовые поручения.

Особое место отводится игровому методу и игровым ситуациям - ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Особенно это актуально для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с нарушением зрения, т. к. игра является одним из главных стимулов в развитии коммуникативных способностей детей с нарушениями зрения, а значит способствует в дальнейшем более удачной социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ-технологии, телесно-ориентированные, рефлексивная.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта :

I этап. Постановочно-организационный (август 2022г. – сентябрь 2022г.)

Цель: формирование основ ранней профориентации детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с нарушениями зрения

На данном этапе мы разрабатываем тематический план, подбираем методический, наглядный и дидактический материал, обновляем предметно-пространственную развивающую среду, организуем взаимодействие с родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.

II этап. Практический (октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.)

Цель: расширение представлений детей о деятельности людей разных профессий.

На данном этапе мы приступаем к непосредственному знакомству дошкольников с профессиями ближнего окружения : «Врач», «Повар», «Оператор стиральных машин», «Столяр и дворник», «Швея», «Шофер», «Библиотекарь».

Первоначальную информацию о профессиях воспитанники с нарушением зрения получают при помощи книг, специально адаптированных для слабовидящих. Мягкие тактильные книги, тактильные бумажные книги, книги с применением тифломаркера – делают процесс обучения увлекательным и, что особенно важно, понятным.

Такие литературные часы проходят совместно с сотрудниками Государственной библиотеки Югры отдела по работе с людьми с ограничениями жизнедеятельности, согласно заключенному договору и разработанному совместному плану работы по раннему профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Экскурсии и встречи с интересным человеком – составляют основу данного этапа.

Никто не расскажет о профессии лучше, чем ее представитель. Демонстрация униформы и профессиональные инструменты – вызывают неподдельный интерес дошкольников.

Полноценными участниками данного проекта по формированию основ профессионального самоопределения являются родители (законные представители) воспитанников. Принимают активное участие в изготовление атрибутов к играм, лэпбуков, тематических альбомов. Являются приглашёнными гостями встреч с интересным человеком.

Полученную информацию воспитанники применяют в игровой деятельности: дидактические игры, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры и т. д.

Все игры и упражнения, направленны на развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений, ориентировку в пространстве, социально-бытовую ориентировку, а также на развитие глазодвигательной и прослеживающей функции глаза, так как это необходимое условие в работе с обучающимися, имеющими нарушения зрения.

III этап. Итоговый (май 2023 г.)

Цель: обобщение результатов работы.

Итогом проекта по раннему профессиональному самоопределению станет проведение квест-игры «Профиград», которая организуется в форме профориентированных площадок, где ребенок может проиграть ситуацию в предложенной профессии, выполнить задание.

Прогнозируемый результат:

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью :

• имеют представления о профессиях ближайшего окружения;

• обозначено значение трудовой деятельности в жизни человека;

• созданы условия для расширения знаний, воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;

• предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

• повышен уровень развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся.

Календарно-тематический план реализации проекта.

Профессии Формы работы Содержание

Октябрь

«Врач»

1. 1. Чтение художественной литературы

2. Экскурсия в медицинский кабинет

3. Беседы

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Игровые ситуации

6. Лэпбук профессия «Доктор»

7. Дидактические игры и упражнения

8. Зрительная гимнастика

9. Загадки о профессии

10. Физминутки

11. Просмотр мультфильма

12. Конструирование из тематического конструктора Лего О. Елемьянова «Врач»,

Н. Доброта «Скорая помощь»,

А. Кардашова «Наш доктор»,

И. Турчин «Человек заболел»,

П. Образцов «Лечу куклу»,

Я. Райнис «Кукла заболела»,

А. Барто «Мы с Тамарой санитары»

Знакомство с работой медсестры ДОУ

«Кто работает в больнице?», «Врач «скорой помощи»», «Врач офтальмолог», «Врач стоматолог»

«На приеме у врача», «Поликлиника»

«Вызов «скорой помощи»», «Катя простудилась»

Игры по профессии

«Чудесный мешочек», «Соотнеси контурное и силуэтное изображение», «Собери картинку», «Найди лишнее», «Лабиринт»

«Глазкам надо отдохнуть»,

«Чтобы зоркими нам быть»

«Чтоб головка не болела», «Ой, болит!»

«Как бегемот боялся прививки» дома совместно с родителями

«Больница»

Ноябрь

«Повар» 1. Чтение художественной литературы

2. Экскурсия на пищеблок детского сада

3. Беседы

4. 4. Рассматривание сюжетных картин

5. 5. Игровые ситуации

6. 6. Дидактические игры

7. 7. Загадки о профессии

8. 8. Физминутки

9. 9. Зрительная гимнастика

10. Лэпбук профессия «Повар»

11. Конструирование из тематического конструктора Лего Заходер Б. Повара.

Чертков С. Повар.

Знакомство с работой повара ДОУ

«Повар», «Кондитер», «Помощники повара», «Здоровое питание»

«Повара на кухне», «Поварята»

«Накрываем на стол», «Готовим обед», «Варим компот», «Все витамины в одной тарелке»

«Собери целое из частей», «Полезное и вредное», «Найди отличия», лото «Что нужно повару для работы», «Зашумленные изображения»

«Поваренок», «Повар Вася очень ловко…»

«Овощи», «Посуда»

Игры по профессии

«Кондитерская»

Декабрь

«Оператор стиральных машин»

1. Чтение художественной литературы

2. Экскурсия в прачечную

3. Наблюдение за трудом оператора стиральных машин

4. Беседы

5. Просмотр презентации

6. Игровые ситуации

7. Дидактические игры

8. Зрительная гимнастика

9. Загадки о профессии

10. Конструирование из тематического конструктора Лего Л. Пантелеев «Большая стирка»

Знакомство с работой оператора стиральных машин

«Кто стирает нам белье?», «Бытовая техника, которая помогает облегчить труд», «Безопасность при работе с бытовыми приборами», «Как я помогаю маме стирать белье»

«Кто поможет одежде стать чистой»

«Стираем белье», «Развешиваем белье», «Сортируем белье», «Гладим белье»

Что нужно оператору стиральных машин для работы?», «Найди лишнее», «Дорожки», «Наложенные изображения», «Разложи по полочкам»

По тренажеру В. Ф. Базарного со зрительными ориентирами

«Дом»

Январь

«Столяр» «Дворник»

1. Чтение художественной литературы

2. Наблюдение за трудом дворника

3. Встреча с интересным человеком

4. Беседы

5. Игровые ситуации

6. Просмотр видеоролика

7. Дидактические игры

8. Физминутки

9. Зрительная гимнастика

10. Конструирование из деревянного конструктора В. Маяковский «Кем быть?»,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

С. Маршак «Откуда стол пришёл?».

Знакомство с трудом дворника

Работник столярной мастерской детского сада

«Кто делает мебель?», «Кто следит за чистотой на улице и во дворе?», «Беседа о безопасном поведение при работе с инвентарем для труда», «Беседа о бережном отношении к мебели детского сада»

«Мы – помощники природы», «Ремонтируем мебель для кукольного домика»

«Профессия столяр»

«Чего не стало?», «Назови соседей», «Сложи инструменты в чемоданчик», «Что лишнее?»

«Дворники», «Молоток»

«Во дворе», «Мебель»

«Мебель для кукол»

Февраль

«Швея» 1. Чтение художественной литературы

2. Беседы

3. Просмотр видеоролика

4. Рассматривание сюжетных картин

5. Зрительная гимнастика

6. Игровые ситуации

7. Дидактические игры

8. Физминутки

9. Просмотр мультфильма дома совместно с родителями

10. Встреча с интересным человеком

11. Конструирование из тематического конструктора Лего О. Елемьянова «Портниха», Б. Заходер «Портниха», К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

«О профессии швея», «Откуда берется одежда?», «Из истории профессии», «О труде взрослых в ателье»

«Профессия швея»

«На швейной фабрике», «В ателье»

«Портняжки», «Сшила мама дочке платье голубое…»

«Оденем куклу на прогулку», «Шьем одежду»

«Угадай по описанию», «Что нужно швее, чтобы шить одежду?», «Пересекающиеся изображения», «Четвертый лишний», «Подбери пару к каждому инструменту»

«Лена куклу нарядила», «Скинула Татка тапки в заплатках»

«Так сойдет»

Швея детского сада

«Швейная фабрика»

Март

«Шофер» 1. Чтение художественной литературы

2. Беседы

3. Загадки

4. Зрительная гимнастика

5. Наблюдение за трудом водителя

6. Игровые ситуации

7. Дидактические игры

8. Физминутки

9. Просмотр презентации

10. Конструирование из тематического конструктора Лего Б. Заходер «Шофер», Э. Мошковская «Я тоже буду шофером», М. Пожарова «Водитель», А. Усачев «Поливальная машина»

«О профессии шофер», «Хороший шофер – мастер на все руки», «Кто нас возит?», «Правила поведения на улице»

«Автобус», «Машины», «Светофор», «Я мотор завожу»

Знакомство с трудом водителя (вывоз мусора, вывоз снега, привоз продуктов на пищеблок)

«Поездка по городу», «Медвежонок и зайка моют машину»

«Я еду на машине», «Что забыл нарисовать художник?», «Лабиринт», «Что изменилось?», «Найди тень»

«Мы шоферы», «Машина»

«Профессия шофер»

«Гараж»

Апрель

«Библиотекарь» 1. Чтение художественной литературы

2. Беседы

3. Загадки

4. Рассматривание сюжетных картин

5. Зрительная гимнастика

6. Игровые ситуации

7. Дидактические игры

8. Физминутка

9. Просмотр видеоролика

10. Встреча с интересным человеком

11. Конструирование из тематического конструктора Лего С. Маршак. «Как печатали вашу книгу», А. Лопатиной «Живые книги», Т. Блажновой «В библиотеке для ребят…», Н. Валуевой «Хожу в библиотеку я книги почитать»

«Труд библиотекаря», «Где хранятся книги», «Правила поведения в библиотеке», «Что мы знаем о библиотеке»

«В библиотеке», «Библиотекарь»

«Раз – налево, два – направо…», «Колобок»

«Лечим книжки», «В читальном зале» «Назови действия», «Отгадай героя сказки» «Угадай сказку» «Разложи по порядку», «Собери картинку»

«Книга», «Книгу мудрую прочтем…»

«Профессия библиотекарь»

Сотрудник «Государственной библиотеки Югры» отдела по работе с людьми с ограничениями жизнедеятельности

«Библиотека»

Май

Квест-игра «Профиград»

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя»Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя» Составила и изготовила воспитатель МКДОУ –детский сад № 22 г. Сегежа «Аленький цветочек» Матвеева Т. В. Цель: Формирование основ безопасности.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

План взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 ггПлан взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 гг Здоровье ребёнкас первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист»Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность.

Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить»Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Актуальность проекта: Сколько лет огонь.

Проект в средней группе ДОУ по формированию основ ЗОЖ «Пусть всегда будут зубки здоровыми»Проект в средней группе ДОУ по формированию основ ЗОЖ «Пусть всегда будут зубки здоровыми» Актуальность проекта определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний. Здоровье зубов – важнейший фактор.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию основ профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 17:12
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию основ профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мишагина (УИ 675766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД