Екатерина Соловьева
Проект по формированию финансовой грамотности в средней группе «Открытия Феечки Копеечки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, на житейском уровне. Поэтому, необходимо знакомить детей с финансами с самого раннего возраста. Если у ребёнка заложена прочная основа понимания мира денег, то он сможет по достоинству оценить труд родителей, реально смотреть на свои потребности, будет защищён в будущем от безвыходных финансовых ситуаций. Он будет настроен и мотивирован на совершение своих способностей для осуществления своих желаний. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира в соответствии с возрастными возможностями, в процессе игры и чтения художественной литературы. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. Используя игру, как ведущий вид деятельности дошкольников и знакомя их со сказками, мы в доступной форме сможем сформировать у детей первичные экономические понятия, закреплять, обобщать и систематизировать их.
Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности в средней группе „Открытия Феечки Копеечки“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель:
Формирование основ финансово — экономической грамотности дошкольников в процессе игры и чтения художественной литературы.
Задачи:
формировать основы экономической культуры у дошкольников;
содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровой деятельности;
формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместкой деятельности (умение договариваться, уступать и др.);
дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о понятии семейный бюджет;
расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие и благотворительность;
повысить интерес родителей к педагогическому процессу и вопросам финансовой грамотности. Привлечь их к активному участию в проекте.
Тип проекта :
долгосрочный.
Срок реализации проекта :
с 01.10.2023 по 31.05.2024г.
Учасники проекта :
дети средней группы «А» «Ромашка»;
воспитатели и специалисты;
родители воспитанников.
Основные формы реализации проекта :
Чтение художественной литературы;
Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;
Тематические беседы;
Этапы проекта
I этап – организационный:
изучение справочной, методической литературы, интернет ресурсов, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор мультфильмов для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта.
II этап – основной:
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми;
использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
чтение художественной литературы;
просмотр мультфильмов, презентаций;
беседы;
дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
III этап – заключительный
Подведение итогов реализации проекта :
1. создание картотек дидактических игр;
2. консультации, буклеты и папки-передвижки для родителей;
3. создание «продукта» : зона сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Перспективное планирование проекта по финансовой грамотности
Месяц
дата
Работа с детьми
Работа с родителями
сентябрь
Подбор и изучение литературы
октябрь
профессии в общем
04.10.23
Беседа «Много есть профессий разных»
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота». Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье.
11.10.23
Чтение и обсуждение сказки Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»
18.10.23
Д/и «Кто чем занимается?»
25.10.23
Д/и «Какие ошибки допустил художник?»
***поговорки, пословици, загадки и т. д. о профессиях
ноябрь
профессии в общем
01.11.23
Беседа «Чья профессия важнее?»
08.11.23
Чтение и обсуждение стихотворения Сергея Михалкова «А что у Вас?
15.11.23
Д/и «Правда или нет - профессии»
22.11.23
Рассматривание альбома «Пофессии моих родителей»
29.11.23
Развлечение «Путешествие в мир профессий»
***поговорки, пословици, загадки и т. д. о профессиях
декабрь
профессии родителей
06.12.23
Беседа «Профессии наших родителей»
13.12.23
Чтение и обсуждение стихотворений Насти Доброты «Мамины профессии», «Папины профессии».
20.12.23
Д/и «Кто чем занимается?»
***поговорки, пословици, загадки и т. д. о профессиях
январь
труд
10.01.24
Беседа «Всякая вещь трудом созданна»
Консультация
17.01.24
Чтение и обсуждение английской сказки «Три поросенка».
24.01.24
Просмотр мультфильма «Так сойдет»
31.01.24
Беседа – продукт труда.
***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени.
февраль
труд
07.02.24
Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Зачем нужно трудиться и почему это называют работой?»
14.02.24
Просмотр сказки «Про лень.»
21.02.24
Просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка»
28.02.24
Беседа «В общем о деньгах»
***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени.
март
деньги
06.03.24
Беседа «Что такое деньги?»
13.03.24
Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы – Что такое деньги?»
20.03.24
Чтение стихотворения Ш. Галиев «Три копейки за покупку». С/р игра «Магазин»
27.03.24
Обучающее видеоролик «Галилео. История изобретений. Деньги.»
апрель
доходы и расходы
03.04.24
Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Что такое зарплата? И откуда беруться деньги?»
Буклет
10.04.24
Беседа «Доходы и расходы».
17.04.24
Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Что такое семейный бюджет? Как научиться ставить цели и копить?»
24.04.24
Д/и «Доходы и расходы»
май
доходы и расходы
15.05.24
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы — Что такое семейный бюджей и для чего он нужен?»
22.05.24
Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Домашние обязанности: платные или бесплатные?»
29.05.24
Досуг:
Список используемой литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — 6-е изд, доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 — 368с.
2. Л. Ю. Рыжановская образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»;
3. Л. В. Любимова «Открытия Феечки Копеечки : образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников»;
4. В. В. Медведева «Финансовая грамотность с хаски Лаки»;
5. А. В. Забирова «Как работают деньги? Энциклопедия для детей»