иваненко галина
Проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Папа, мама и я — это вся моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно - нравственному воспитанию старших дошкольников
Тема: «Папа, мама и я – это вся моя семья»
В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников „Папа, мама и я — это вся моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Роль отца в воспитании ребенка. Консультации
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты.
К сожалению, сегодня нельзя сказать, что взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи находятся на удовлетворительном уровне. Большое количество современных педагогических публикаций посвящено этой проблеме, проводятся специальные исследования, посвящённые взаимодействию семьи и образовательного учреждения и социума в целом, но реальная практика очень медленно меняется в лучшую сторону.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Духовно - нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы воспитателю требуется не только знание методов и приёмов, но и умение применять их в образовательно-воспитательном процессе. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья - ребенок - детский сад.
Тип проекта : информационно - творческий, групповой.
Длительность проекта : средней продолжительности.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Возраст: дети старшей группы.
Цель проекта : формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи проекта :
Для детей:
- Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др., ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении детей.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Воспитывать любовь и уважение к своим родным, формировать представления об эмоциональном состоянии членов семьи.
- Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье;
- Воспитание положительного отношения к духовно - нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
Для педагогов:
- Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта.
- Разработка комплексной системы работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста духовно - нравственных чувств. Повысить педагогический потенциал родителей.
- Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно - нравственных качеств.
- Интеграция духовно-нравственного содержания во все виды детской деятельности.
- Разработка и оформление паспорта проекта.
Для родителей:
- Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
- Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
- Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Педагоги:
- Улучшение взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами.
- Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
- Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогами и родителями деятельности.
– Накопление методического материала, пособий по теме проекта.
– Разработку перспективных планов реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми, сценариев праздников, развлечений по теме проекта.
Дети:
- Дети имеют представления о родственных отношениях, своих родителях; о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.
- Знают историю своей семьи.
- Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.
- Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
- Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации по данной теме, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество в работе.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Родители:
- Повышение интереса у родителей к работе ДОУ.
- Установление доверительных детско-родительских отношений.
- Заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.
- Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- Являются примером в стремлении к духовному росту.
- Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Этапы проекта
1. Организационно – подготовительный (1 месяц)
Цель: Определение основных направлений работы.
Задачи:
- Изучение мнения родителей по теме проекта.
- Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания).
- Разработка и оформление паспорта проекта.
- Разработать план работы по реализации проекта.
- Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов ОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.
Прогнозируемые результаты: определены цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.
2. Основной (2 месяца)
Цель: Создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи:
- Обеспечить программно-методическое сопровождение.
- Разработать методические рекомендации для родителей по духовно - нравственному воспитанию в семье.
- Пополнение предметно – пространственной среды.
Прогнозируемые результаты:
- Сформирован пакет нормативно-правовых документов, методических рекомендаций.
- Разработан комплексно-тематический план, дидактические игры, пособия, методический материал.
- Мониторинг эффективности внедрённых методов, технологий реализуемых в рамках проекта.
3. Заключительный (1 месяц)
Цель: Подведение итогов работы.
Задачи:
- Заключительная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.
- Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Провести анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.
- Презентация проекта
- Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.
Прогнозируемые результаты: отчёт о реализации проекта.
Продукты проекта :
Для детей:
- Разработан программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.
- Разработка перспективного плана по теме проекта.
- Оформление стенгазет «Люблю мамочку за….», «Папа может всё что угодно», «Наши защитники».
- Альбомы «Я и моя семья».
- Рисунки «Моя семья».
- Совместное развлечение с родителями «Мамин день», «Папа, мама, я – отличная семья»
Для педагогов:
- Перспективные планы, конспекты ОД, презентации для детей.
- Картотека наглядных пособий, литературы по теме проекта.
- CD-диск с презентацией проекта.
- Разработаны: сценарий досуга «День матери», «Конспекты образовательной деятельности по теме проекта.
- Защита детско – родительских мини – проектов по теме общего проекта.
Для родителей:
- Коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия».
- Совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья».
- Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?».
- Образцы совместного творчества (стенгазеты, фотостенд, рисунки).
- Рекомендации для родителей: «Играем с ребенком дома», «Игра - не забава!», «Выходной, мама целый день со мной», «Мама и бабушка вулкан страстей».
- Разработки тем родительских собраний и др.
- Разработка методических рекомендаций по теме проекта.
План реализации проекта
1. Организационно – подготовительный этап.
Цель: определение основных направлений работы.
Задачи:
- Изучение мнения родителей.
- Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.
- Разработка и оформление паспорта проекта.
- Разработка плана по реализации проекта.
- Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей.
Мероприятия, реализуемые в ходе проекта
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
- Составление бесед с детьми на тему «Моя семья», «Моя мама»,«Что я знаю о себе и моей семье»и др.
- Подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народная сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; «Крошечка – Хаврошечка»Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения».
- Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».
- Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
- Составление бесед с детьми на тему проекта.
2. Основной этап.
Цель: создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи:
- Обеспечить программно-методическое сопровождение.
- Разработать методические рекомендации для родителей.
- Реализация плана проекта.
- Пополнение предметно – пространственной среды.
Мероприятия, реализуемые в ходе проекта
Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Работа с детьми в ходе проекта
«Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «Водители», «Спасатели». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы», «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской».
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Моё имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
Строительные игры: «Дом для кукол», «Мебель для кукол».
Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду».
Игры-драматизации по сказкам В. Осеева «Обычная старушка», Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Сказка о глупом мышонке».
«Познавательное развитие»
- «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Давайте познакомимся».
- Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?», «Мой город».
- Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
- Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Я и моя семья», «Моя семья».
- Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи».
- Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
- Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».
Общение: «Чем можно порадовать близких?», «Почему мама поздно ложится спать?», «За что бы меня похвалили дома?»
«Речевое развитие»
- Чтение произведений и обсуждение прочитанного материала: С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», «Честное слово», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа», Д. Габе «Моя семья», а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского.
Заучивание стихотворений: Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня» и другие. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
- Заучивание пословиц и поговорок о семье.
- Составление творческих рассказов: «Моя семья», «Папа может», «Мамочка моя».
- Беседы о родственниках, семье, обязанностях в семье с параллельным иллюстрированием.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа» изготовление коллажа «Папина профессия», «Хорошо у деды с бабой».
- Аппликация: «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок», «Букет для бабушки», «Подарок папе».
- Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы», «Ваза для цветов».
Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».
Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада.
Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим, трудиться», «Наши занятия».
«Музыкальное развитие»
Прослушивание музыкальных произведений.
Разыгрывание песенок и стихов о маме, о семье.
Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
Самостоятельная деятельность детей в уголках развития:
- настольно-печатные, дидактические и развивающие игры.
- рассматривание иллюстраций и фотографий по теме проекта.
- свободное творчество в уголке изо деятельности: раскраски по тематике, аппликация, лепка, рисование.
- постройки из строительного материала по теме проекта.
Работа с родителями в ходе реализации проекта
- Создание благоприятной среды, атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.
- Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
- Тест «Какие вы родители».
- Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», «Как создать родословную своей семьи», «Семейные традиции».
- Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».
- Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья».
- Создание компьютерных презентаций по теме проекта.
- Оформление стенда: «Моя семья – моя радость».
- Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Праздник Осени», «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи».
- Совместные развлечения с родителями «Мы счастливы, потому что мы вместе».
- Создание компьютерной презентации «Моя семья».
- Защита детско – родительских мини – проектов по теме общего проекта.
- Беседы и советы с родителями по проведению праздничного досуга.
- Выставка: фото-картин «Моя семья», поделок «Золотые руки мамы».
- Выставка художественной литературы.
- Папки-рекомендации.
- Консультации на темы: «Играем с ребенком дома», «Игра- не забава!», «Выходной, мама целый день со мной», «Мама и бабушка вулкан страстей».
- Практическая консультация: «Мир семейных увлечений».
- Родительское собрание «Азы воспитания».
- Выпуск стенгазеты: «Люблю мамочку за….».
3. Заключительный этап.
Цель: подведение итогов работы.
Задачи:
- Заключительная диагностика с целью выяления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.
- Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
- Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.
- Презентация проекта.
- Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.
Мероприятия, реализуемые в ходе проекта
- Организация совместного досуга с мамами.
- Подготовка пригласительных билетов для родителей.
- Проведение консультаций для родителей по теме проекта и т. д.
- Оформление группы к досугу и чаепитию с родителями.
- Проведение самого мероприятия.
- Защита мини проектов.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка подвижных, дидактических игр,
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
- Стендовая информация о проекте, фотоматериалы.
Риски проведения проекта.
Слабая заинтересованность детей и родителей, нежелание идти на контакт,
участвовать в совместных мероприятиях.
Путь преодоления:
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с
помощью информационных стендов.
Выводы:
В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Литература
1. Веракса Н. В., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика – синтез, 2010
2. Киселёва Л. П. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М: ТЦ Сфера, 2003
3. Комратова Н. Г, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитатние детей. – М: Сфера, 2007
4. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
6. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
7. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2004.-80 с.
8. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2005. -72 с.
9. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
10. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.