Лучший педагог года

Проект по адаптации «Первые шаги» в первой младшей группе

Вера Репешевская
Проект по адаптации «Первые шаги» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №31.

Проект

в первой младшей группе

«Первые шаги»

(адаптация детей к дошкольной организации)

Разработала: Репешевская В. П.

воспитатель первой младшей

группы

Участник проекта : Елисеева Е. В.

воспитатель первой младшей

группы

Публикация «Проект по адаптации „Первые шаги“ в первой младшей группе» размещена в разделах

г. Каменск-Шахтинский

2023 г.

Автор проекта : Репешевская Вера Павловна, воспитатель МБДОУ детский сад №31 г. Каменск-Шахтинский

Участник проекта : Елисеева Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №31

Название проекта : «Первые шаги»

Вид проекта : Групповой, социальный, среднесрочный.

Участники проекта : воспитатель, дети первой младшей группы и их родители.

Сроки реализации проекта : август, сентябрь, октябрь 2023 года.

«Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Малыш переступает порог детского сада и делает свои первые шаги без мамы. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режима дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Проект "Первые шаги» направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Актуальность выбранной темы заключена в том, что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обуславливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Цель проекта – создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт в период социальной адаптации к условиям ДОУ.

Задачи:

Преодоление стрессовых состояний у детей третьего года жизни в период адаптации к детскому саду.

Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Ожидаемые результаты.

Благоприятный адаптационный период детей третьего года жизни. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Реализация проекта.

Этапы и содержание Сроки реализации

1 этап «Подготовительный»

1. Изучение литературы, составление перспективного плана по работе с детьми группы (см. приложение 1, по работе с родителями группы (см. приложение 3).

2. Составление картотеки игр и занятий по теме проекта (см. приложение 2)

3. Анкетирование родителей для получения полной информации о детях

Август

2 этап «Основной»

1. Установление контактов с детьми и родителями. Гибкий график адаптации (вновь прибывших).

2. Проведение игр и занятий для успешной адаптации.

3. Работа с родителями (тестирование, родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, памятки, помощь со стороны родителей) (см. приложение 4) Август,

сентябрь,

октябрь

3 этап – «Заключительный»

1. Подведение итогов работы по проекту.

2. Итоговая диагностика определения степени адаптации детей I-й мл. группы (см. приложение 5)

3. Фотовыставка «Первые шаги».

Октябрь

Теоретические основы. Понятие "адаптация" детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад — это отрыв от матери, и прибывание ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:

1 – 16 дней - легкая адаптация

16 - 32 дней – адаптация средней тяжести

от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация

Лёгкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное плачь, крик при расставании и встрече.

Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжёлая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий или вовсе не спит. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания - более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней.

Причины тяжелой адаптации :

Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой).

Несформированность культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Патологии психического развития.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются :

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

Механизм реализации проекта.

Третий год жизни — это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Для этого необходимо постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход к нему со стороны специалистов детского сада.

Формы организации взаимодействия с детьми.

В период адаптации детей к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а также на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности. Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов. Создание условий для общения детей со знакомыми игрушками и вещами.

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.

Игры, направленные на развитие взаимодействия между детьми.

Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.

Пальчиковые игры. Опыты для малышей.

Художественное слово. Использование фольклора, стихов, потешек, прибауток.

Музыкотерапия. Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыкальные паузы включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки, музицирование на детских музыкальных инструментах.

Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

Методика "Любимая игрушка". Каждый ребёнок дома выбирает любимую игрушку, которую он должен принести в группу. При этом родители говорят ребё нку: «Ты уже подрос и теперь ты пойдёшь в детский сад. А вместе с тобой выросла твоя игрушка, поэтому она тоже будет ходить с тобой в детский сад.» В течении 30 дней с момента поступления в д/с ребё нку 1 раз в день задаются вопросы: «Как твоей игрушке нравится в д/с, как она себя чувствует? и т. д.» По мере прохождения адаптационного периода отношение к детскому саду у детей меняется.

Они начинают давать эмоционально-положительные ответы на вопросы о любимой игрушке: «Ей хорошо, ей нравится в садике». Присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания.

Содержание общения воспитателя с ребенком в период адаптации.

Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем — самый эффективный метод по отношению к детям. Для обучения действиям с игрушками воспитатель может использовать показ, совместные действия с ребенком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие. В совместных действиях с воспитателем в играх-занятиях, в неоднократных упражнениях ребенок овладевает способами действия с окружающими предметами и начинает выполнять то или иное действие самостоятельно. Так в ситуативно-действенном общении не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым, но и начинает формироваться потребность в активных самостоятельных действиях. Поэтому для дальнейшего развития этой потребности рекомендуется постепенно включать и такие приемы и методы педагогического воздействия, как упражнения в самостоятельных действиях, поручение, напоминание, указание, как уступить игрушку, как поделиться игрушкой с другими детьми.

Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких. Их обычно очень увлекает этот прием, они отвлекаются от своих переживаний. Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать. Следовательно, музыка тоже может быть использована как средство для вовлечения ребенка в общение со взрослым. Чтобы ребенок не пере возбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Игрушка-забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, приближает к воспитателю и детям. Он применяется сначала в присутствии мамы, а затем и без нее. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения на более высокой ступени.

В первые дни по возможности не следует резко изменять те привычки, которые сложились у ребенка в условиях семьи. Так, например, если ребенок засыпал только при похлопывании его рукой и напевании песенки, надо, не дожидаясь его плача, постоять около него, погладить рукой, похлопать, успокаивающе, помочь ему заснуть. Временное сохранение привычки предупредит появление отрицательных эмоций, поможет ребенку легче адаптироваться. Безусловно, в условиях семьи нетрудно укладывать спать и кормить ребенка в соответствии с его привычками. В детском учреждении сделать это сложнее, не вполне возможно при соблюдении определенного порядка в обслуживании детей, при соблюдении принципа постепенности.

Приложение 1.

Перспективный план работы с детьми в первой младшей группе в адаптационный период август – октябрь

месяц Август Сентябрь Октябрь

Тема месяца «Здравствуй детский сад!» «Малыши у себя дома». «Детский сад, детский сад любят все ребята».

неделя

1 неделя 1. Приветствие малыша от имени игрушки (плюшевый мишка, зайка, кукла). Игра «Вместе весело шагать».

2. Беседа-игра «Кто у нас хороший?»

3. Игра «Подари любовь и тепло»

4. Игра «Разговор с игрушкой»

5. Путешествие по территории участка. 1. Сказкотерапия «Курочка Ряба».

2. Игра «Котятки».

3. Игра «Покружимся»

4. Игра «Петрушка».

5. Игра «Найди свой шкафчик»

1. Игра «Осенние листочки»

2. Соберем игрушки.

3. Игра "Кукла заболела"

4. Экскурсия в музыкальный зал

5. Подвижная игра «Карусель».

2

неделя

1. Игра «Найди игрушку».

2. Игра «Ласковое имя».

3. Игра «Солнышко и дождик».

4. Игра «Весёлые лягушата»

5. Игра «Передай колокольчик».

1. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь!»

2. Игра «Мишка косолапый»

3. Прятки.

4. Игра «Покажи картинку».

5. «Мыльные пузыри» 1. Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко».

2. Театр кружек «Теремок»

3. Игра-инсценировка «Киска – брысь!»

4. Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»

5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит.»

3

неделя 1. Игра «Иди ко мне».

2. Игра «Прячем мишку».

3. Игра «Догонялки».

4. Игра «Наше солнце»

5. Игра «Воронята» 1. Игра "Водичка, водичка!"

2. Театр матрёшек «Репка».

3. Игра "Обед у кукол"

4. Игра “Это Я”.

5. Игра “Наши ножки” 1. «Расскажи стишок руками»

2. Подвижная игра «Лохматый пёс»

3. Игра «Чьи вещи?»

4. Игра "Уложим мишку спать"

5. Игра «Маленькие зайчики».

4 неделя 1. Игра «Передай мяч»

2. Игра «Зайка».

3. Игра «Мы топаем ногами».

4. Игра с кистями рук.

5. Игра «Солнечные зайчики» 1. Игра «Котёнок»

2. Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру»

3. Игра «Нежно гладим мы зверят»

4. Игра "Найди пару"

5. Игра "Угостим кукол чаем" 1. Драматизация сказки «Колобок»

2. Игра «Плохая девочка»

3. Игра “Пляшут наши детки!”

4. Опыт-игра с бумагой.

5. Игра «Курица и цыплятки».

Публикации по теме:

Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги»Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги» Сейчас на сайте тысячи предложений по изготовлению поделок и украшений к Новому Году. Рассматривая работы своих друзей, я подумала, что.

Центры развития в первой младшей группе в период адаптацииЦентры развития в первой младшей группе в период адаптации Предметно - развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание.

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Конспект НОД в первой младшей группе «Первые весенние цветы»Конспект НОД в первой младшей группе «Первые весенние цветы» Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ.

Наши первые шаги по экологической тропе. Фотоотчёт об осенней прогулке в младшей группеНаши первые шаги по экологической тропе. Фотоотчёт об осенней прогулке в младшей группе Детей учит то, что окружает. Экологическая тропа позволяет полюбоваться красотой природы, проникнуть в ее тайны. Вначале мы познакомили.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Посвящение в первоклассники «Первые шаги» Утверждаю Директор МБУ ДО «АДШИ» Шевцова Е. Н___ «» ___2018 года Дата проведения: 27.10.18г. Время проведения: 15:00.

Проект «Первые шаги в математику» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик»Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик» Паспорт проекта: Авторы проекта - старший воспитатель Халеева Оксана Ивановна и воспитатель Губина Ирина Николаевна. Тип проекта: познавательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по адаптации «Первые шаги» в первой младшей группе
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 20:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по адаптации «Первые шаги» в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Вера Репешевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД