Любовь Ткаченко
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Адаптируемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Адаптируемся играя».
Для детей 2-3 года
«Солнышко» (группа №2)
Воспитатель: Ткаченко Л. В.
2021 г.
Паспорт проекта
Возростная категория : 2-3 года
Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада „Адаптируемся играя“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный (август–сентябрь–октябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ).
Наименование проекта Адаптируемся играя
Основные разработчики Воспитатель: Ткаченко Л. В.
Цель проекта Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.
Задачи проекта • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями
Продолжительность проекта краткосрочный (август–сентябрь–октябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ).
Участники проекта - Воспитатель,
- Дети группы,
- Родители.
Ожидаемые результаты от проекта • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым.
• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.
Этапы проекта 1. Подготовительный
• Пополнение предметно – развивающей среды.
• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр.
• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкетирование родителей.
• Составление перспективного плана работы на адаптационный период.
2. Основной
• Заполнение индивидуальных адаптационных карт.
• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительского собрания.
• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом.
• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно –ролевые игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на игровых площадках, на прогулке.
3. Заключительный
• Анализ адаптационных карт, определения уровня адаптации и удовлетворённости работой воспитателя.
Разработка дальнейшего плана работы по непосредственно образовательной деятельности с учетом особенностей детей.
Тип проекта : групповой, социально — практический
Участники проекта : воспитатель, дети группы и их родители.
Возраст детей : дети 2-3 года.
Проблема проекта :
Актуальность проекта :
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, пребывание в детском саду.
Цель проекта : Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.
Задачи проекта :
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста;
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
План работы проекта по адаптации :
Игровая деятельность Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки»).
Сюжетно-ролевые («Больница», «Оденим куклу на прогулку»).
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»).
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»).
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя» и т. д.).
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»).
Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Мы капусту рубим», «Замок», «Мы делили апельсин»)
Словесные игры («Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду»).
Конструктивная деятельность разнообразные конструкторы
Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Посадим птенчика на башню»).
Изо деятельность
Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Мостик для бычка»).
Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка»).
Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки»).
Художественная литература
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки».
Русские народные сказки
«Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок».
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование родителей, изучение уровня адаптации и удовлетворённости родителями работы воспитателя.
2. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
3. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период».
- «Моменты утреннего расставания с родителями».
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
Формы работы с детьми.
Для того что бы решить данную проблему я в своей работе с детьми 2-3 лет активно использую элементы театрализованной деятельности. Потому как в раннем возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а главное к игровой деятельности. А, игра в свою очередь является главным элементом театрализованной деятельности,
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;
- игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;
- элементы театрализованной деятельности;
- исполнение фольклора во всех режимных моментах;
- релаксационные игры;
- игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- элементы закаливающих мероприятий.
Результаты проекта :
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений, дети стали общается друг с другом, снизилась заболеваемость у детей в период адаптации к детскому саду. В июле начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе. Я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.
На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальнейшей работы на адаптационный период, а также родителям рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, с которой малыш может пообщаться, если загрустит.
Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Помимо продуктивной деятельности с малышами, проводится работа с родителями.
Список литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. :
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с