наталья соколова
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.
Публикация «Проект по адаптации детей к условиям детского сада „Ваш малыш пришел в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Темочки
В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т. е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ.
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Целью проекта является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:
1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;
2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;
3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;
4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Участники проекта :
Педагог-психолог
Воспитатели
Родители детей.
Сроки реализации:
октябрь – декабрь.
Этапы работы
Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа по проекту осуществляется поэтапно.
Этапы проекта :
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• разработка анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей, корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Родительское собрание – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План проекта
период Мероприятия
Контингент
Октябрь
(по мере поступления детей) - анкета для родителей (с целью определения прогноза течения адаптации);
- систематические наблюдения за поведением детей в ходе адаптационного процесса;
- заполнение листов адаптации;
- создание информационной папки «Адаптация к ДОУ : рекомендации психолога»
- создание памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду»;
- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;
Серия игровых приёмов направленных на знакомство детей с группой, с новыми взрослыми, со сверстниками;
- консультация для воспитателей на тему: «Степени адаптации»;
1. Игры, направленные на знакомство:
«Дай ручку», «Ласковое имя», Давайте поздороваемся».
2. Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения:
Игра «Поймай жучка», «Карусель», «Поезд», «Догоню» и т. д.
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Релаксация.
- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);
- Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»;
массажи: «Грибной дождь»,«Ежик» и т. д. Родители
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог - психолог
педагог – психолог, воспитатель.
ноябрь - индивидуальные консультации для родителей детей с признаками дезадаптации к ДОУ;
наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;
- заполнение листов адаптации;
- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;
- выступление на родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Игры и игровые упражнения:
- Пальчиковый спектакль «Репка»;
- Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»;
- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;
. Игра «Топ-топ»
Игра «Дождик и солнышко»
Потешка «по ровненькой дорожке»
Релаксация
Игра «Мячики»
Игра «Мой веселый звонкий мяч».
Игра «Прятки с мячом»
Потешка «Друг веселый, мячик мой»
Релаксация «Мячики отдыхают»;
- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» педагог-психолог
воспитатели
педагог-психолог
педагог-психолог
Педагог-психолог
воспитатели
Дкабрь наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;
- заполнение листов адаптации (вновь прибывшие);
- консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса;
Игры и игровые упражнения:
Игра «Мыльные пузыри»
1. Приветствие.
2. Игра «Поймай пузырь».
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
5. Релаксация «Пузырьки»
6. Игра «Полетаем на пузыре»
- Занятие «Непослушные мышата»
Потешка «Скачут мышки, шалунишки»
Игра «Мышки и часы»
Упражнение «Это- папа – мышь…»
Релаксация «Мышки отдыхают»;
- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж «Мишка»
Педагог-психолог
Воспитатели
Игра «Зайка»
Чтение стихотворения «Мы слепили снежный ком»
Потешка «Зайка серенький сидит»
Игра «Лиса и заяц»
Игра «Найди морковку»
Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»
Рифмовка «В нашей группе»
Чтение стихотворения «Ель»
Игра «Заморозь»
Потешка «Пальчики у нас попляшут»Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;
- Новогодний праздник «Вгости к Дед Морозу!»
Педагог-психолог
Воспитатели
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.