МААМ-картинки

Консультация для родителей «Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

Татьяна Рахманова
Консультация для родителей «Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

«ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада всегда актуальна. Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи работают над этой проблемой много лет, находя новые формы и методы работы с детьми раннего возраста. Работа на адаптационных группах основывается на их опыте.

Публикация «Консультация для родителей „Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада“» размещена в разделах

Изучив опыт ведущих педагогов: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Г. М. Мелиной, «Ребенок в мире поиска» под ред. Дыбиной О. В., Щетининой В. В. я приступила к работе по внедрению технологии песочной терапии в игровую практику – перенеся традиционные педагогические занятия в песочницу. Это дает больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы усвоения знаний детьми.

Игра- это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. Игра – это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

Игра в песок-особенно интересна для малышей младших групп и она самое доступное и естественное средство самотерапии.

Воспитатель через игру с песком ненавязчиво сообщает ребенку нормы и правила поведения в группе и естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка.

Для малыша, который еще слабо владеет речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, где он может проявить себя. В игре с песком у ребенка зарождается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

Воспитатель в игре с песком устанавливает доверительные отношения между ним и ребенком. Воспитатель располагает ребенка к себе с положительной стороны и укрепляет его доверие к миру.

В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки, что ведет к сокращению сроков адаптации ребенка к детскому саду.

Игра в песочнице и взаимодействие его со взрослым и сверстниками, ведет к быстрому осваиванию нормы и правила поведения и общения в группе.

Воспитатель помогает ребенку в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Поэтому в группе мы оборудовали «педагогическую песочницу», которая проста в использовании и не требует серьезных материальных вложений, это:

1. водонепроницаемый пластиковый таз,

2. песок светло-коричневого цвета,

3. набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

4. разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

5. миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр.

6. набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

7. различные здания и постройки;

8. бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Для игры в песочнице беру подгруппу детей, особое внимание при этом уделяю вновь прибывшему ребенку. Обязательно в данной подгруппе находятся дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, благодаря им, вновь прибывший ребенок будет стараться подражать им или просто проявит свое любопытство.

При желании ребенок приносит из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться, или ребенок может выбрать игрушку из предложенных воспитателем. Она будет непосредственным посредником для ребенка в играх с песком.

Я внимательно наблюдаю за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения к работе с песком или усталости, ненавязчиво завершаю занятие.

Я показываю способы взаимодействия с песком, а затем ребенок самостоятельно повторяет все действия моих рук.

На первых двух-трех занятиях детям я не показываю весь набор игрушек, чтобы вызвать интерес к игре в песочнице. Для начала ребенок должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. На это направлены следующие игры-упражнения:

«Песочный круг».

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

«Победитель злости».

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываю целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д., а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяю в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи. Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек - «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Взрослому необходимо поощрять успехи ребенка, и когда игра станет желанной для ребенка, воспитатель должен снизить свою активность, после чего у ребенка увеличится свобода действий, возрастет активность, и он научится играть самостоятельно. А самое главное, у малыша возникнет желание иметь партнера по общению.

Показатель правильно организованной игры детей – их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения, частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.

Для достижения наибольшего педагогического эффекта, я стараюсь тесно взаимодействовать с родителями. Провожу консультации, беседы.

Таким образом, игры с песком является мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Публикации по теме:

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада АДАПТАЦИЯ – восхождение человека в определённую среду и приспособление к её условиям. Результатом адаптации является адаптированность.

Взаимодействие с семьей — залог успешной адаптации к условиям детского сада Актуальность работы по данной проблеме заключается в том, что необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессионально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
Опубликовано: 15 мая 2015 в 13:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рахманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД