Салумханова Асма
Проект «Песочная арт-терапия как технология в работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми ОВЗ»
педагог-психолог Салумханова А. С.
Тема проекта : Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми ОВЗ
Целевая группа: дети возраст с 3-7 лет, педагоги, профильные специалисты, родители
Актуальность темы.
Публикация «Проект „Песочная арт-терапия как технология в работе с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Воспитанники групп комбинированной направленности нашего детского сада отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы убедил меня в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.
Выявление проблемы: Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.
Задачи:
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приё мов обучения и развития:
1. Игровое:
театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
2. Эмоционально-психологическое:
стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
3. Сенсомоторное:
знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
развитие пространственного восприятия
Средства реализации:
1. Методические:
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии.
Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия.
2. Материально-техническое : песочницу -водонепроницаемый деревянный ящик, размер - 5Ох7Ох8 см, световой планшет, песочница для кинетического песка,столики, на которые ставятся песочницы,чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок, кинетический песок.
«Коллекцию» миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир. ( Серии фигурок: куклы-человечки);
-домашние, дикие животные и птицы; животные жарких стран; пресмыкающиеся; транспорт; орудие труда –песочные наборы; объекты среды обитания – дома, заборы, деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов; сказочные персонажи; оружие – наборы солдатиков;естественные природные объекты.
Срок реализации: долгосрочный
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.
II. Основной этап реализации проекта :
1. Содержание деятельности педагога-психолога:
Просветительская работа с родителями, фотовыставка “Игры детей на песке”;
Разрабатывает серию конспектов коррекционно-развивающих занятий с детьми на песке;
Индивидуальная и групповая консультативная работа;
Практическая помощь родителям;
Направляет и контролирует осуществление проекта;
Подготовка презентации проекта (видеоролик).
2. Содержание деятельности детей:
Активно участвуют в играх и упражнениях на песке;
Принимают посильное участие в изготовлении фигурок – образов;
Конструируют из песка;
Рисуют песком на песке;
Экспериментируют;
Составляют узор на песке;
Создают песочные композиции и “секреты”.
III. Заключительный этап.
Разработка презентации проекта (видеоролика);
Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;
Участие в конкурсах, методическом объединении, семинарах;
Мастер-класс с педагогами ДОУ
Проведение совместной и индивидуальной образовательной деятельности с детьми на песке.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.
В результате реализации проекта я приобрела опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Введение в практику работы ДОУ элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
у детей значительно возрос интерес к занятиям;
дети чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке;
ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;
на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей
Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.
У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми.
Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.
Возросла речевая активность детей.
Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Противопоказания песочной терапии
Проводить песочную терапию не рекомендуется в следующих случаях:
ребенок имеет дефицит внимания;
эпилепсия;
шизофрения;
чрезмерно высокий уровень тревожности;
у ребенка невроз навязчивых состояний;
аллергия на пыль (кроме кинетического песка- он не аллергичен)
заболевания легких;
порезы на руках;
заболевания кожи.
Практическая реализация проекта.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
Начало занятий с песком. Положите ладони на песок и расскажите ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно.
Примеры некоторых упражнений
1. «Чувствительные ладошки» (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
5. Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
16. Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д.
17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
18. Игра «Мой город». Психолог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
19. «Чей это след?». На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть ребенок, попробует отгадать, где чей отпечаток?
20. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
21. «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть он раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
22. «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
23. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
24. Игра «Назови звук» (по Н. В. Дуровой). Психолог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
25. Игра «Найди друга» (по Н. В. Дуровой). Психолог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. — кит — [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
26. Упражнение «Песочный дождик» (по Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослы сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
27. Игра «Кто это был?» (по Р. Г. Голубевой). Психолог достаё т из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определё нное звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
28. Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке
- та-ка-па — па-ка-та — га-ба-да — по-бо-по — пу-бу-пу.
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки : один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
29. Упражнение «Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
В классической песочной терапии происходит «круговорот» переносов в природе. Сначала внутреннюю реальность переносят на песок. Затем опыт переносится во внутренний мир, в бессознательный слой. Затем в виде некоторых моделей переносится в реальную жизнь. В индивидуальной работе педагог-психолог никогда ничего не вносит в песочницу, ничего не изменяет. Когда в процессе анализа нужно, с разрешения ребёнка можно брать предмет, смотреть, но не менять. «Создает» песочницу и «разбирает» ее сам ребёнок. Во время работы особое внимание обратить на то, какую фигурку выбрал первой – идентификация с собой, со своим «я».
Используемая литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2004.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
3. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.
4. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с. 2.
5. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1.– с. 50.