Ирина Непокрытова
Арт-терапия как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему: «Арт-терапия – коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми»
Слайд 2-3.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Публикация «Арт-терапия как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Слайд 4.
У детей нашей группы были обнаружены сочетание нарушения речи, развития психических процессов (память, внимание, мышление) и эмоциональной сферы. В связи с этим у детей наблюдались трудности в общении со сверстниками, многие из них были гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждались в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого я начала использовать одну из коррекционных здоровьесберегающих технологий - арт-терапию.
Слайд 5.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Арт-терапия направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.
В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми, позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.
Арт-терапия развивает творческие возможности, во время занятий человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения (невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме). Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Виды арт-терапии
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.
Слайд 6-11.
В работе с детьми применяю следующие виды арт-терапии : рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками (проступающий рисунок, с помощью крупы и соли, платилинографию, оригами.
Слайд 12.
Условия подбора техник и приемов создания изображений.
Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислю условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом (рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д.). Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.
Слайд 13.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, развивающую.
Вывод:
Использование арт-терапии в коррекционной работе способствует :
- развитию мелкой моторики;
- повышению речевой активности;
- улучшению внимания, памяти, восприятия;
- коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;
- снятию эмоционального напряжения и тревожности.