Ольга Кузнецова
Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Светлячок»
Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста
Выполнила: воспитатель
Кузнецова Ольга Анатольевна
г. Семёнов
2018г
Структура методической разработки :
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цели и задачи методической разработки
4. Организационно-педагогические условия
Темочки:
5. Комплексно-тематическое планирование
6. Материально-техническое обеспечение
7. Формы диагностики
8. Критерии освоения материала.
9. Литература
1. Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А. С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения. В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Так как особенности личностного развития могут существенно ограничивать возможности ребенка в развитии познавательной и эмоциональной сферах, то необходима такая коррекционная программа, которая в игровой форме, не нарушая естественной активности ребенка, будет оказывать эффективную помощь. Познакомившись с системой работы и методическими рекомендациями в пособиях Т. А. Андреенко: «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками»; О. Ю. Епанчинцевой: «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»; Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой: «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»; Н. В. Зеленцовой – Пешковой: «Элементы песочной терапии»; О. Б. Сапожниковой и Е. В. Гарновой: «Песочная терапия в развитии дошкольников»; М. А. Федосеевой: «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»; О. Н. Каушкаль, И. Н. Чернышовой: «Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» - мы разработали Методическую разработку коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка младшего дошкольного возраста, с использованием арт - терапевтических методов (в том числе- песочной терапии). Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.
2. Актуальность
В ФГОС дошкольного воспитания складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использовании метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.
3. Цели и задачи методической разработки
Цель - развитие творческого потенциала детей арт-средствами: кинестичекий песок; стеклянные кристаллы, камни, цветотерапия)
Задачи:
• развитие творческих возможностей личности;
• формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
• формирование позитивных коммуникативных моделей;
• творческая коррекция проблемных ситуаций;
• коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
• повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность);
• развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
• развитие навыков общения.
4. Организационно-педагогические условия
Настоящая методическая разработка составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей 2-4 года жизни.
Срок реализации – 1 год.
Место использования в педагогическом процессе:
Совместная образовательная, игровая и досуговая деятельность.
Принципы:
1. Присоединение к ребенку.
2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. 4. Осмысление опыта и ситуации, взгляд со стороны.
5. Принцип обмена и партнерства.
Для реализации поставленных целей и задач нами был разработан план работы, который включал следующие этапы:
Подготовительный (сентябрь – октябрь)
1. Изучение литературы по сенсорики и изучение свойств песка.
2. Составление перспективного плана работы.
3. Создание условий для эффективного использования игр.
4. Подбор дидактического материала и игр.
5. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.
6. Диагностика детей.
Практический (ноябрь – апрель)
1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.
3. Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребенка», «Чудо-песок».
4. Беседа «Чем занять ребенка двух – четырех лет дома».
Заключительный (май)
1. Итоговая аттестация детей.
2. Проведение родительского собрания «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста».
3. Открытое занятие для педагогов ДОУ в младшей группе «Страна игрушек». 4. Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности». 5. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
6. Публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.
Формы организации деятельности воспитанников :
Подгрупповая
Индивидуальная
Виды техник:
• психокоррекционные занятия с детьми младшего дошкольного
возраста;
• игровые тренинги;
• дидактическая песочница-обучение через игру с песком.
5. Комплексно – тематическое планирование занятий с детьми 2-4 лет
Сентябрь 1-я неделя 1. «Знакомство с песком»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 16-17)
1. Познакомить детей с песочницей, правилами игры в ней.
2. Развивать интерес к играм с песком.
3. Учить проговаривать свои ощущения
4. Вызвать положительные эмоции. Песочница
2-я неделя 2. «Колобок»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 17-21)
1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать речь, мышление, наблюдательность
Песочница, набор игрушек к сказке
3-я неделя 3. «Повтори-ка»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 21-22)
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развитие чувство эмпатии, путем тактильных взаимодействий.
3. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
4. Снижение психофизического напряжения. (Песочница, совочки, набор песочный,
салфетки, зеркальце, фасоль, «человечки- настроения»).
4-я неделя 4.«Что спрятано»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 23-25)
1. Развивать зрительно – моторную, двигательную координацию.
2. Развивать тактильное восприятие.
3. Способствовать снижению напряжения.
4. Обогащать словарь.
5. Развивать положительные эмоции.
Песочница, набор мелких фигурок, Мячики, салфетки.
Октябрь 1-я неделя 5. «Наши шустрые ручки»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 25-26)
1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать речь, мышление.
4. Развивать тактильное восприятие.
5. Создать у детей радостное настроение.
Песочница, большие маленькие стаканчики, совочки, игрушка Заяц
2-я неделя 6.«Заборчики»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 26-28) 1. Закрепить с детьми правила поведения в песочнице.
2. Развивать словарный запас
3. Создать положительный эмоциональный настрой.
Песочница, набор животные леса
3-я неделя 7.«Спасение от злого великана».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 28-29) 1. Снижать психофизическое напряжение.
2. Развивать чувства эмпатии, путем тактильных взаимодействий.
3. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
4. Развивать мелкую моторику.
4-я неделя 8. «8. Норки для зверюшек».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 29-30) 1. Расширять представления детей об окружающем мире.
2. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, 3. Совершенствовать развитие пальцевой моторики.
Песочница, наборы «Лего», фигурки, салфетки.
Ноябрь 1-я неделя 9. «Прятки»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического
песка в работе дошкольниками, с30-31)
1. Познакомить детей с песочницей.
2. Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.
3. Развивать интерес к играм с песком.
4. Создать у детей радостное настроение.
Песочница,
набор фигурок
2-я неделя 10. «Веселые музыканты»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 32-34)
1. Закрепить с детьми правила поведения в песочнице.
2. Создать положительный эмоциональный настрой.
3. Воспитывать аккуратность. Песочница,
набор фигурок
3-я неделя 11. «Овощи и фрукты».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками. с. 34)
1. Развивать мелкую моторику.
2. Расширять представления детей об окружающем мире.
3. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.
Песочница
4-я неделя 12.«Песочные таланты»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 34-35) 1. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.
2. Совершенствовать развитие пальцевой моторики.
Песочница, наборы «домашние животные», фигурки
декабрь 1-я неделя
13.«Домики для друзей»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 35-36)
1. Развивать интерес к играм с песком.
2. Создать у детей радостное настроение
Песочница, цветные камешки и стеклянные сферы.
2-я неделя
14.«Раскопки».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, с. 37
1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2. Воспитывать аккуратность.
Песочница, машинки, поезд, набор формочек, дорожки накладные
3-я неделя
15.«Змейки»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 37)
1. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
2. Развивать мелкую моторику.
Песочница, лейка, формочки, совочки, сито, салфетки.
4-я неделя
16.«Волшебные цветы»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 38)
1. Расширять представления детей об окружающем мире.
2. Совершенствовать развитие пальцевой моторики.
Песочница, наборы, фигурки,
Январь 1-я неделя
17. «Пчелка на цветочке».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 39)
1. Развивать интерес к играм с песком.
2. Создать у детей радостное настроение.
Песочница, набор формочек,
Цветок, мелкие игрушки.
2-я неделя
18.«Собери грибочки»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 39-40)
1. Закрепить с детьми правила поведения в песочнице.
2. Создать положительный эмоциональный настрой.
3. Развивать диалогическую речь.
4. Воспитывать аккуратность.
Песочница, елочки, грибочки.
3-я неделя
19. «Путешествие с игрушками».
.(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками,
с. 40-41)
1. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
2. Развивать мелкую моторику.
Песочница, мелкие игрушки.
наборы геометр-их форм, фигурки,
4-я неделя 20.«Повторюшки».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 41-42) 1. Расширять представления детей об окружающем мире.
2. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.
3. Совершенствовать развитие пальцевой моторики.
Песочница, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки
Февраль 1-я неделя
21. «Солнечный денек».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками с. 42-43)
1. Развивать интерес к играм с песком.
2. Создать у детей радостное настроение.
Песочница, кукла, набор посуды, формочки
2-я неделя
22. «Золотая рыбка».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 43-44)
1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2. Развивать диалогическую речь.
3. Воспитывать аккуратность.
Песочница, формы геометрические, совки
3-я неделя
23.«Сорока-воровка».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 44-45)
1. Снизить психофизическое напряжения.
2. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
3. Развивать мелкую моторику.
Стол для рисования песком с подсветкой, салфетки.
4-я неделя
24.«В гостях у крота»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 45-46)
Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.
Совершенствовать развитие пальцевой моторики.
Песочница, наборы «звери», фигурки.
март 1-я неделя
25.«Поможем кошечке».
Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 46)
1. Развивать интерес к играм с песком
2. Создать у детей радостное настроение.
Песочница, лейка, совки, набор ведерок, Кошка
2-я неделя
26.«День рождения зайчонка».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 47-48)
1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать речь, мышление, наблюдательность
4. Развивать тактильное восприятие.
Песочница, набор формочек,
3-я неделя
27.«Сказка на песке»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 48-49)
1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий.
3. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
4. Развивать мелкую моторику.
Песочница, солнце, фигурки зайчиков, стеки для рисования на песке.
4-я неделя 28. «День рождения Маши».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 49-50) 1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Расширять представления детей об окружающем мире.
3. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.
4. Совершенствовать развитие пальцевой моторики. Песочница, наборы «Колобок», фигурки, совочки.
апрель 1-я неделя
29. «В гостях у смурфиков».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 51-52)
1. Развивать интерес к играм с песком.
2. Создать у детей радостное настроение.
Песочница, игрушка- Смурфик
2-я неделя
30.«Матрешки»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 53-54)
1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий.
Песочница, совки, стеки, камешки, матрешки
3-я неделя
31.«Домик в деревне»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 54)
1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий.
4. Развивать мелкую моторику.
Песочница, дом, совки, ведерки.
4-я неделя 32. Песочный праздник
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 54)
1. Обогащать тактильный опыт детей.
2. Создать у детей радостное настроение.
4. Развивать мелкую моторику.
Песочница, совки, стеки.
Май 1-я неделя 33. «Я пеку, пеку, пеку.»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 55-56)
1. Продолжать знакомить детей с песочницей.
2. Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале – песке.
3. Развивать интерес к играм с песком.
4. Создать у детей радостное настроение. Песочница, набор формочек,
совки
2-я неделя 34. «Дикие животные».
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 55-59) 1. Расширять и закреплять знания о диких животных.
2. Развивть мышление и внимание. Песочница, набор формочек «Животные»
3-я неделя 35. «По мотивам сказки „Маша и медведь“»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 59-61)
1. Формировать у детей умение моделировать ситуацию сказки с использованием различного материала.
2. Развивать воображение.
3. Учить располагать различные материала на плоскости песочницы.
4. Рассказывать сказку, перемещая игровые материала по песочнице. Песочница, совочки, набор по сказке.
4-я неделя 36. В стране геометрических фигур»
(Т. А. Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. с. 61-63)
1. Закреплять знания о геометрических фигурах.
2. Развивать познавательный интерес к математике.
3. Развивать мышление и внимание, моторику. Песочница, набор строительный материал, совки.
6. Материально- техническое обеспечение
- Световой планшет для рисования песком.
-Пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.
- Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
- «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки - все, что может быть использовано в песочных играх;
- дидактические пособия.
формочки для моделирования - в достаточном количестве;
мелкие игрушки для сюжетного обыгрывания - в достаточном количестве;
набор для игры в песочнице : совочки, грабли, лейки, формочки;
оборудование для скульптурирования и лепки: оттиски, формы, отпечатки, стеки, рассекатели, просеиватели;
чаша фаянсовая для камней- 1 шт. ;
воронки с разным сечением- 8 шт.
набор трафаретов - в достаточном количестве;
песочные часы- 2 шт. ;
наборы камней - 12 шт. по 25 гр.
рыбки и удочки магнитные – 3 набора;
контейнер для игрушек для игр с водой- 1 шт.
7. Формы диагностики
Освоение материала сопровождается диагностикой воспитанников.
Основной метод – наблюдение за детьми в процессе манипуляций в песочных и сенсорных зонах в ходе выполнения заданий.
Дополнительный – отслеживание динамики развития по следующим направлениям личностного развития ребенка:
-игровая деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- сенсомоторное развитие;
- формирование элементарных математических представлений.
8. Критерии освоения материала
В игровой деятельности : (уровни игры Д. Эльконина)
- желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения; самостоятельной игры, эмоционально положительный отклик на игровое действие;
-умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В коммуникативной деятельности :
- уровень развития точности понимания речи; развития артикуляции звуков, обогащения и активизации словаря детей, уровень связного изложения отрывков из знакомых сказок и речетворчества;
- умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
В эмоционально – волевой сфере:
- уровень нервно – психического напряжения;
- возникновение положительных эмоций;
- дружеские взаимоотношения между детьми, навыки игрового взаимодействия; опыт самостоятельного разрешения конфликтов;
- умение слушать и слышать друг друга.
По сенсорно-моторному развитию:
входная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева)
- уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умение выделять цвет как признак предмета; уровень развития целостного образа предмета; - уровень развития координации руки и глаза, мелкой моторики рук в действии с предметами.
В ФЭМП (формировании элементарных математических представлений) :
- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о величине, форме, пространстве; навыки счета; навыки овладения математической терминологией.
КРИТЕРИИ
1. Осознанное желание действовать с различным игровым материалом. 2. Развитые умения создавать игровую среду в песочнице.
3. Сформированные умения использовать различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое при восприятии предметов.
4 Умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям или из личного опыта в театре на песке.
5. Развитое эмоциональное проявление самочувствия детей: отсутствие или сниженный уровень нервно – психического напряжения; положительные эмоции.
6. Сформированные дружеские взаимоотношения между детьми, навыки доброжелательного игрового взаимодействия.
7. Умение отражать посредством обыгрывания игровых ситуаций умения самостоятельного разрешения конфликтов.
8. Умение слушать и слышать друг друга.
9. Литература
1. АндреенкоТ. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017
2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017
3. Зеленцова Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015
4. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3- 7 лет. /Под редакцией Федосеевой М. А. / Издательство «Учитель», 2016
5. Познавательно - речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» /Под редакцией О. Н. Каушкаль, И. Н. Чернышовой, Центр педагогического образования, Москва. 2014
6. Сапожникова О. Б., Е. В. Гарнова Песочная терапия в развитии дошкольников. М. ТЦ Сфера, 2017
Интернет-ресурсы
1. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]https://www/nsportal.ru
2. Дошколенок. ru Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]http.//www.dohcolonoc.ru
3.MAAM.ru для воспитателей детского сада
4. Инфоурок для педагогов [Электронный ресурс]https://infourok.ru