Светлана Сергеевна Хатько
Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Публикация «Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,8-2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада
Задачи:
в сфере работы с детьми:
помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;
развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
воспитывать культурно-гигиенические навыки;
снизить уровень заболеваемости;
оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;
в сфере работы с педагогами :
разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме
в сфере работы с родителями:
раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
повышать коммуникабельность между родителями.
привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Средства достижения поставленных задач:
- применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).
Участники проекта :, воспитатели, дети 2-3 летнего возраста, родители.
Срок реализации проекта : долгосрочный (август-октябрь). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Работа с родителями:
§ Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
§ Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
§ Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
§ «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
§ Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр
Работа с педагогами :
§ Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
§ Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
§ Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
§ Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Работа с детьми:
Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
Развитие культурно-гигиенических навыков.
Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
Ожидаемый результат:
Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Актуальность проблемы
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.
Этапы реализации проекта
Определение цели и задач проекта.
Составление плана реализации проекта.
Подготовительный этап
• Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
• Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений
Основной этап
Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Анкета для родителей
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
- Игровая деятельность : «Ласковое имя»;
- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».
- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;
- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»
- Практическое упражнение «Вымой руки»;
- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду»,
- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;
- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;
- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»
- Релаксация «Мячики отдыхают»;
- Пальчиковые игры «Пальчики»,
Родительское собрание «Адаптационный период».
Заключительный (результативность) :
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
— знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности) :
— установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
— установление контакта непосредственно с ребенком.