Наталья Козлова
Проект «Папа, мама, я — читающая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: творческий.
Длительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- учитель-логопед;
- родители;
- библиотекарь.
Цель проекта:
Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению.
Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье.
Задачи проекта:
- готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;
Публикация «Проект „Папа, мама, я — читающая семья“» размещена в разделах
- развивать связную речь, ее выразительность;
- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие
нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д. ;
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии
всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Проблема проекта:
Снижение интереса к чтению художественной литературы среди детей и родителей.
Актуальность проблемы:
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.
Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.
Вот почему так важно прививать детям любовь к книге.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой!
Таким образом, всё вышеизложенное доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по приобщению детей к художественной литературе.
Гипотеза проекта:
У детей появится стремление к постоянному общению с книгой.
Содержание проекта
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность воспитателя:
- подготовка методических и дидактических материалов;
- проведение интересных занятий, игр, бесед, викторины, организация выставок;
- отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной
программы;
- довести до родителей важное значение воспитания в дошкольниках интереса и
любви к книге;
- экскурсия в библиотеку;
- выставка творческих работ детей.
2. Деятельность детей:
- участие в различных занятиях, играх, конкурсах, беседах, викторине;
- заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных
педагогами;
- ремонт книг;
- рисование понравившихся сюжетов и изготовление поделок по прочитанным
произведениям.
3. Деятельность родителей:
- участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
- покупка детям книг, соответствующих возрасту, совместное знакомство с книгами;
- оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
4. Деятельность библиотекаря:
- подготовка и организация встречи в библиотеке на тему: "Где живут книги?"
Детям предлагается широкий спектр игр:
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- пальчиковые игры;
- театрализованные игры.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: в лепке, рисовании, аппликации, конструировании из бумаги.
Реализация проекта предполагает:
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса:
педагоги – дети – родители.
Ожидаемый результат:
- формирование устойчивого интереса детей и родителей к чтению художественной
литературе;
- позитивные изменения в речи детей;
- повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка;
- возрождение традиции домашнего чтения;
- пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной
литературой;
- регулярное посещение городской библиотеки.
План мероприятий по осуществлению проекта
I. Подготовительный этап
Анкета для родителей.
Цель: изучить читательскую ситуацию в семьях.
Анкета для детей.
Цель: определить отношение детей к чтению.
Работа над темой проекта.
Цель: подобрать методическую литературу и дидактический материал для основного этапа проекта; разработать беседы, памятки, консультации, рекомендации для родителей; организовать развивающую среду в группе по теме проекта.
Составление плана мероприятий по проекту «Папа, мама, я – читающая семья».
Цель: обеспечить выполнение поставленных задач проекта «Папа, мама, я – читающая семья», упорядочить формы организации деятельности по проекту.
Родительское собрание на тему: «Как организовать семейное чтение?»
Цель: ознакомить родителей с содержанием проекта; помочь родителям осознать ценность чтения, как средства образования и воспитания дошкольников.
II. Основной этап
Памятка для родителей «Семья и книга».
Цель: активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.
Тест «Готов ли ребенок к чтению?».
Цель: определить уровень готовности детей к чтению.
Традиции группы: «Книжное дерево», «Экран читателя».
Цель: активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге».
Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.
Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Семья».
Цель: побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения; обогащать словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.
НОД «Путешествие в прошлое книги»
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цель: познакомить детей с историей создания и изготовления книги, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека, воспитывать бережное отношение к книгам.
Беседа «Откуда пришла книга».
Цель: дать детям знания о том, как делается книга, подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно, воспитывать уважение к труду людей, которые делают книгу.
Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».
Цель: учить создавать игровую обстановку, оформлять витрины книжного магазина с учетом содержания книг; обогащать сюжет игры.
Консультация «Почему дети не читают?».
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Дневные литературные чтения (ежедневно).
Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.
Театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
Цель: развивать умение детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью интонации и жестов; развивать стремление импровизировать несложные сюжеты сказок.
Д/и «Из какой сказки?»
Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по ключевым словам.
Мастерская по изготовлению творческих работ по прочитанным произведениям.
Цель: развивать умение выражать свои впечатления о прочитанной книге в различных видах продуктивной деятельности.
НОД «Путешествие в типографию»
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цель: познакомить детей с процессом создания, оформления книги; воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
Конструирование из бумаги «Самодельная азбука».
Цель: вызвать интерес у детей к созданию книг своими руками; совершенствовать навыки работы с бумагой.
Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях.
Цель: познакомить детей с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях, объяснить смысл, заключенный в них, чему воспитывают они, что выражают.
Театр Бибабо «Расскажи стихи руками».
Цель: обучать детей приемам кукловождения; развивать речь детей, способность сопровождать текст жестами.
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».
Цель: повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.
НОД «Книга – источник знаний»
Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи.
Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах; воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний.
Д/и «Прочитай по первым буквам».
Цель: закрепить знания букв и умение складывать их в слова.
Настольный театр «Три поросенка».
Цель: совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами.
Пальчиковая игра «Маша обедает»
Цель: поощрять участие детей в театрально – игровой деятельности; добиваться правильного и четкого произношения слов.
Рассматривание портретов детских писателей.
Цель: закрепить и расширить знания детей о детских писателях.
НОД «Библиотека»
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цель: дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку; воспитывать бережное отношение к книгам.
Экскурсия в городскую библиотеку.
Цель: уточнить знания о библиотеке, расширить словарный запас по теме «библиотека», воспитывать бережное отношение к книгам.
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
Цель: закрепить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову.
Трудовая деятельность в книжном уголке: «Книжкина больница».
Цель: воспитывать бережное отношение к книге, совершенствовать навык работы с клеем и ножницами.
Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме».
Цель: повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Развивающая игра «Делим слова на слоги».
Цель: закрепить навыки слогового анализа слова, развивать навыки чтения, познакомить с ударением в словах.
Консультация «Как организовать домашнее чтение».
Цель: вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
НОД «Новая сказка» (творческое рассказывание)
Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи.
Цель: развивать умение детей сочинять сказку, используя выразительные средства языка; воспитывать интерес к словесному творчеству.
Д/и «Узнай нас»
Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по фрагментам из сказок и описанию героев.
Игра - драматизация «Под грибком».
Цель: развивать умение детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, жестов.
Настольно - тактильный театр «Пых».
Цель: закрепить умение выразительно и эмоционально участвовать в драматизации сказки; развивать речь, мелкую моторику рук и тактильную память.
Рекомендации для родителей «Домашнее чтение».
Цель: напомнить родителям о правилах организации домашнего чтения.
III. Заключительный этап
Продукт проекта: литературная викторина «Путешествие в мир сказок».
Цель: дать детям возможность проявить себя и свои полученные знания по теме проекта во время проведения литературной викторины; воспитывать стойкий интерес к книге, к чтению.
Выставка творческих работ детей «Краски прочитанной книги».
Цель: через детское творчество повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.
Арт-выставка фотографий: «Вместе с книгой я расту».
Цель: способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Повторное анкетирование детей и родителей.
Цель: выявить положительную динамику в развитии детей по теме проекта;
отметить повышение компетентности родителей по проблеме приобщения детей к художественной литературе.
Итоговый результат проекта:
В ходе реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Родители воспитанников получили информацию о том, как формировать интерес детей к книге. Многие дети записались в городскую библиотеку. А главное - у детей появилась потребность в чтении книг, а это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.