Елена Колосовская
Изучение и сохранение русских традиций — основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение и сохранение русских традиций – основа нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Колосовская Елена Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №20, г. Чехов, Моск. обл.
"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"
К. Д. Ушинский
Публикация «Изучение и сохранение русских традиций — основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев. Народная традиция принадлежит определенному народу и организует связь поколений, на традициях держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня. В качестве основных средств воспитания, народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски.
Знакомство с русскими народными традициями в воспитании дошкольников можно разделить на несколько приоритетных направлений:
• Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, способствуют нравственному, умственному, эстетическому развитию ребенка.
• Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор – это сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, былины и так далее. Знакомясь с фольклором, ребенок приобщается к нравственным ценностям.
• Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.
• Русские народные игры. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Дети любят веселые считалки, жеребьевки.
• Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. Есть праздники не только традиционные народные, но и социальные, которые тоже стали традиционными : Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день.
Например, День защитника Отечества – эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи, то есть реализует задачи нравственного воспитания, трудолюбии.
Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
Таким образом, ФГОС активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
В связи с этим появляется необходимость создания и внедрение регионального компонента в воспитательную систему дошкольного образования. Обучение и воспитание в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Важность нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 г. г.».
Особое место в программе уделено воспитанию нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно-патриотических ориентаций в условиях современного мира. Культурно-историческое, социально-экономическое и природное своеобразие местности определяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускнику детского сада адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Использование регионального компонента в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников предполагает следующее:
Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
• Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
• Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, аппликация, лепка, рисование и другое).
• Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи народного быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.).
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, через региональный компонент включает целый комплекс задач:
• воспитывать у детей любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу, области;
• формировать бережное отношение к природе города;
• развивать интерес к народным традициям и промыслам города, области;
• расширять представления о народах области;
• знакомить детей с гербом, флагом и гимном города, области;
• воспитывать уважение к труду взрослых и сверстников, на примере своего города, области;
• развивать чувство ответственности и гордости за достижения своего города и области.
Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, а Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дает возможность в выборе форм и методов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, учитывая при этом региональные, национальные, этнокультурные особенности.