Наталья Худякова
Проект «Открытый детский сад — открытые родители»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : социальный, практико-ориентированный.
Участники: педагоги, специалисты, дети и родители ДОУ № 269.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 - май 2019 г.
Актуальность:
В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем - социальном. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и тесное сотрудничество с родителями.
Публикация «Проект „Открытый детский сад — открытые родители“» размещена в разделах
«Взаимодействие ДОУ и семьи» - это согласованная деятельность по достижению совместных образовательных целей и результатов, по решению участниками (педагогами, родителями) значимой для них проблемы развития и социализации ребенка дошкольного возраста.
Такое взаимодействие подразумевает освоение позиции сотрудничества, которая характеризуется принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы действий; рациональным распределением функции и ролей с учетом субъективных потребностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности; готовностью каждого оказать помощь и желанием обратиться за помощью.
Необходимо признаться себе, что без активной и заинтересованной помощи родителей невозможно достичь таких высоких результатов, которые заявлены в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования. Как, и с другой стороны, невозможно представить развитие и приобщение детей к социокультурным нормам и традициям общества без качественной психолого-педагогической поддержки со стороны педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное
взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
В-пятых, быстро изменяющийся мир, меняются запросы современных родителей и требования к организации образовательного процесса. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье, направленный на поддержку родителей, совместную деятельность и формирование адаптивных качеств у всех участников образовательного процесса.
Проблема современного родителя :
Объективные факторы:
- сокращение времени общения и совместной деятельности;
- абсолютизация материальной функции семьи;
- кризис семейного образа жизни;
- исчезновение трехпоколенных семей;
- минимизация родственно-родительских связей;
- социальный страх (страх «плохой компании», опасностей, подстерегающих ребенка в социуме).
Субъективные факторы:
- усиленное развитие института профессионального воспитания;
- стереотип моделей общения родителей и учреждения (субъект-
объектное);
- наличие негативного опыта воспитания, вынесенного из родительской семьи;
- отсутствие уверенности в своих воспитательских умениях, в своих силах и возможностях.
- отсутствие мотивации на активное участие в жизни ДОУ.
Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивая целостное развитие личности дошкольника и формирование его адаптивных качеств.
Задачи:
Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установления доверительных отношений через становление социально-педагогических традиций в работе ДОУ и семьи и использование новых нетрадиционных форм работы.
Расширить сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, формируя у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями для создания условий, способствующих развитию способностей, склонностей, расширению кругозора и интересов каждого ребенка.
Обеспечить диссеминацию лучшего опыта семейного воспитания.
Повысить профессиональный уровень педагога через использование инновационных форм взаимодействия с родителями.
Сформировать адаптивные качества у всех участников образовательного процесса, через использование современных форм взаимодействия.
Ресурсы обеспечения проекта :
Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 269», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог;
- логопед
Финансовое обеспечение:
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.
Этапы и сроки реализации проекта
Наименование этапов и мероприятий
Сроки выполнения Участники проекта
Этап I Организационный
Цель: создание условий для осуществления педагогической деятельности в рамках реализации проекта по взаимодействию ДОУ с родителями с использованием инновационных форм.
Действия:
1. Изучение особенностей семьи и ее социального запроса.
2. Создание проектной группы по разработке и реализации проекта «Открытый детский сад – открытые родители»
3. Изучение теоретических и практических материалов, исследований по теме взаимодействия с семьей.
4. Разработка перспективных планов (подпроектов) мероприятий с родителями в группах.
5. Создание банка методических рекомендаций для педагогов по взаимодействию с родителями
Формы работы: тестирование, анкетирование, анализ, наблюдение, диалог.
Планируемый результат:
• План работы группы
• Перспективные планы мероприятий с родителями в группах (с использованием инновационных форм)
• Банк методических рекомендаций для педагогов по взаимодействию с родителями
Июль – сентябрь 2015 года Педагоги, родители
Этап II Практический
Цель: Формировать адаптивные качества родителей, способствующие активной родительской позиции с учетом современной образовательной ситуации.
Действия:
1. Изучение особенностей и запросов семьей вновь поступивших в ДОУ детей.
2. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
3. Формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей.
4. Семинар-практикум по использованию инновационных форм работы с родителями
5. Отрытые мероприятия с родителями для молодых специалистов
6. Реализация планов работы с родителями в группах и ДОУ
7. Обобщение опыта на итоговом педсовете
Формы работы с родителями :
• «Единый родительский день» - 1 раз в 2 месяца
• «Вопрос-ответ» - консультационный центр Сайта ДОУ
• «Личный кабинет дошкольника» - подготовительные к школе группы
• Родительская конференция «Я выбираю успех!»
• КОП для родителей оздоровительной направленности
• КОП «Вместе» - проводят родители
• Тренинги со специалистами
Планируемый промежуточный результат:
• Родители активные участники образовательного процесса ДОУ
• Повышение компетентности педагогов по использованию инновационных форм взаимодействия с семьей
• Обобщен опыт работы
2015 - 2016 учебный год
Педагоги, родители, дети, специалисты (психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, педиатр, музыкальный работник)
Действия:
1. Изучение особенностей и запросов семьей вновь поступивших в ДОУ детей
2. Корректировка и реализация планов
3. Обобщение и трансляция опыта
Формы работы с родителями :
• ИКТ-газета «Территория – 269»
• Фестиваль талантов
• Конференция для родителей «Дайте детству наиграться»
• Школа «Азбука общения»
• Тренинги со специалистами по адаптивным качествам
Планируемый промежуточный результат:
• Банк обобщенного опыта семейного воспитания по теме «Играем вместе»
• Трансляция опыта на педсовете, сайте ДОУ, МО
2016 - 2017 учебный год
Педагоги, родители
Действия:
1. Изучение особенностей и запросов семьей вновь поступивших в ДОУ детей
2. Корректировка и реализация планов
3. Обобщение и трансляция опыта
Формы работы:
• Конференция для родителей «Дайте детству наиграться»
• Педсовет в форме круглого стола
• Школа «Азбука общения»
• Тренинги со специалистами по адаптивным качествам
• Конкурс «Семья года»
2017 - 2018 учебный год Педагоги, родители, дети, специалисты (психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, педиатр, музыкальный работник)
Этап III Обобщающий
Цель: обобщение и трансляция результатов реализации проекта.
Действия:
1. Проанализировать результаты деятельности проектной группы и реализации проекта
2. Обобщить полученные материалы в форме методического комплекта к проекту.
3. Презентация результата работы
Формы работы: опрос, анкета, анализ, презентация.
Планируемый результат:
• У родителей сформированы адаптивные качества и активная родительская позиция.
• Трансляция опыта на образовательных сайтах, ярмарке, межрегиональном сборнике Июнь- август 2019 г Педагоги, специалисты (психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, педиатр, музыкальный работник
Критерии оценки результативности:
• включенность и заинтересованность родителей в деятельности ДОУ;
• уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми;
• повышение уровня педагогической грамотности родителей;
• установление тесного сотрудничества родителей с педагогами ДОУ;
• расширение сфер участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
Планируемые результаты:
• Дети
- чувствуют поддержку и защищенность со стороны родителей
• Педагоги
- используют инновационные, эффективные формы в работе с родителями;
- повысили свой профессиональный уровень, способствующий развитию адаптивных качеств ребенка и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности.
• Родители
- активные участники образовательного процесса,
(субъекты образовательного процесса)
- повысился уровень их педагогической грамотности.