Анна Иванова
Открытые образовательные технологии. Творческая мастерская «Замок дружбы» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая мастерская «ЗАМОК ДРУЖБЫ» (возраст 5-7 лет)
Разработана воспитателем Ивановой А. И.
Алгоритм мастерской:
Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – афиширование – разрыв – рефлексия (№1 по А. А. Окуневу)
Этапы работы мастерской
1этап: Индукция («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ребенка, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, предмет, мелодия, рисунок - то, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, ощущений, вопросов.
Звучит песня «Если с другом вышел в путь».
Публикация «Открытые образовательные технологии, Творческая мастерская „Замок дружбы“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Дружба. ИЗО, поделки, аппликации
- Дружба. Учимся дружить
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Детям предложен разговор о дружбе. Педагог старается каждого ребенка вовлечь в обсуждение.
Педагог предлагает придумать, где бы лучше всего жилось друзьям всем вместе? (Обсуждение). Педагогом предложен яркий макет замка с окнами, дети обсуждают, как весело и интересно было бы в нем жить.
Педагог подводит детей к мысли, что окошечки замка предназначены для их портретов. (Детям в процессе обсуждение дается новое понятие «автопортрет»; как автопортрет может выражать личность и настроение; предлагаются 2-3 варианта автопортретов известных художников. Идет обсуждение, как лучше нарисовать автопортрет (каждому выдается настольное зеркало); какую бумагу лучше взять (дети решают, какого размера должен быть лист, чтобы портрет поместился в окошко замка).
Педагог обращает внимание детей, что окошек в замке меньше, чем детей в группе, но в некоторые могут поместиться два лица. Дети сами решают, кто с кем хотел бы «смотреть в одно окошко».
2 этап: Самоконструкция — индивидуальное создание решения, текста, рисунка, проекта.
Дети рисуют свои автопортреты (смотрят в зеркало; девочки рисуют себе нарядные воротники, бусы, даже короны). Дети встают, смотрят рисунки других. Иногда просят друг друга помочь нарисовать некоторые элементы.
Преподаватели тоже рисуют свои автопортреты.
3 этап: Социоконструкция — построение элементов группой.
Законченные и высохшие автопортреты вырезаются и наклеиваются в окошки замка. Дети сами решают, с кем они хотят «выглядывать из одного окошка», или предпочитают, чтобы их автопортрет был единственный в окне. Для педагогов предназначены окошки на воротах замка.
4 этап: Социализация — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено.
Обсуждаем получившийся «Замок дружбы», работу над автопортретами. Каждому ребенку предложено высказаться.
5 этап: Афиширование — вывешивание «произведений» — работ учеников и педагога (текстов, рисунков, проектов, решений) и ознакомление с ними.
«Замок дружбы» предложен вниманию родителей (узнал ли своего ребенка на автопортрете) и других педагогов и детей. На родительском собрании и педсовете обсуждается интерес детей к подобной деятельности. Психолог может обратить внимание кого-то из родителей на автопортрет собственного ребенка (например, нарисован в темных красках, очень маленький – занято меньше половины предложенного листа, - это показатели психологического состояния ребенка).
6 этап: Разрыв — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.
В данном случае ввиду возраста детей стоит говорить об осознании этого этапа педагогом, его понимания неполноты собственных знаний и умений (например, как лучше построить этап индукции, как раскрепостить и раскрыть детей).
7 этап: Рефлексия - отражение чувств, возникших в ходе мастерской, анализ успеха и неуспеха на каждом этапе работы.
Педагог привлекает детей к обсуждению не только продукта, но и самого процесса работы. Это очень важно не только для развития детей, но и для осознания ребенком себя как части коллектива, а также для усовершенствования дальнейшей работы педагога с детьми.