Абдурагимова Зарина Ибрагимовна
Проект «Отчего глаза зимой не замерзают»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Отчего глаза зимой не замерзают»
Автор: Гаджиева Амира
группа 6-года жизни
«Капелька»
Научные руководители:
Абдурагимова Зарина Ибрагимовна
воспитатель
Покачи 2019г.
1. Аннотация
Публикация «Проект „Отчего глаза зимой не замерзают“» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
С самого рождения мы познаем мир через глаза. 80 – 90% информации поступает через органы зрения. Зрение имеет наиважнейшее значение и огромную ценность в нашей жизни. Это отражается во всех сферах: игре, учебе, работе, повседневной жизни. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Возникает много вопросов по поводу зрения: от чего глаза зимой не замерзают? Во время работы над этим вопросом ребенок занимается поисковой деятельностью, узнает о строении глаза, вместе с родителями проводит опыты, посещает врача – офтальмолога.
Актуальность проблемы:
Дети не имеют представление о том, почему глаза на морозе не мерзнут, их интерес к познавательно - исследовательской деятельности недостаточно развит.
Практическая значимость заключается в том, что в ходе реализации проекта используется поисково- исследовательский метод. Внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.
Предмет исследования: глаза человека и его свойства.
Цель проекта :
Выявление причин, почему глаза не мёрзнут на морозе
Задачи:
1. Научиться получать информацию из различных источников: интернет, научные передачи по телевизору, плакаты, журналы, беседы со взрослыми и сверстниками.
2. Проведение опытов с соленой и пресной водой.
3. Знакомство со свойствами организма, не позволяющими глазам замерзнуть.
4. Узнать больше информации о бережном отношении к своим глазам.
Методы и приё мы: наблюдение, анализ, обобщение, чтение художественной литературы (сбор информации, беседа, проведение опыта, использование интернет-ресурсов.
5. Повысить интерес к исследовательской деятельности.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Проектный продукт : буклет о бережном отношении к своим глазам.
2. План исследования
Данный проект на тему «Отчего глаза зимой не замерзают» разработан для детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза: глаза не мёрзнут на морозе, потому что их защищают слёзы, а слёзы не замерзают, потому что они солёные.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы приступили к изучению данного вопроса в научной и учебной литературе, а так же информации источников сети интернет. Чтобы подтвердить теорию были проведены небольшие исследования, данные обработаны и сделаны соответствующие выводы.
Описание метода
Логические методы исследования базируются на применении в процессе исследований формальной логики.
Формальная логика - наука о законах выводного знания, т. е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к. опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.
Формальная логика включает: традиционную логику; математическую логику.
Традиционная логика при получении новых (выводных) знаний использует следующие логические методы.
Анализ - логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.
Синтез - объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.
Индукция - процесс движения мысли от частного к общему, от ряда факторов к закону. Индуктивный прием обычно используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом.
Дедукция - это процесс движения мысли от общего к единичному, от закона к отдельным его проявлениям.
Абстрагирование - способность отвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание на каком-либо одном вопросе.
Конкретизация - увязка того или иного явления с конкретными условиями обстановки. Конкретное понятие есть своего рода совокупность различных абстракций, или абстрактных понятий, отражающих определенные свойства, стороны и связи данного предмета. Конкретные понятия возникают в результате последовательного дополнения и уточнения, расширения и синтеза отдельных абстракций, отражающих различные стороны и связи конкретных вещей.
Аналогия (традукция) - прием, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях. В логике аналогия рассматривается как форма получения выводного знания, как умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Метод аналогии широко используется в моделировании, так как модель - аналог объекта, изучаемого посредством моделирования.
Сравнение - установление сходства или различия явлений, процессов и объектов в целом или в каких-либо признаках. Сравнение - метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явления.
Библиография
Конспект познавательного занятия: «Что мы знаем о глазах?»
I. Орг. момент.
- А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд «Органы». Слушайте внимательно, я буду читать вам загадки:
1. Оля слушает в лесу, У зверушки -
Как кричат кукушки. На макушке.
А для этого нужны А у нас
Нашей Оле … (ушки). Ниже глаз. (Уши)
- Правильно. Уши – орган слуха.
- Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
- Это кожа, орган осязания.
Между двух светил
В середине я один. (Нос).
- Нос – орган обоняния.
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык).
II. Беседа по теме.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему?
- Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
- Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т. д.
- Каким бывает цвет глаз? Какие по размеру бывают глаза? Как расположены глаза? Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Можно показать рисунок – строение глаза)
Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаз мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
III. Опыт (дети наблюдают)
Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены глаза?
- Веки, ресницы защищают их.
- Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку:
Под мостом – мостищем,
Под соболем – соболищем
Два соболька разыгрались.
(Брови и глаза)
Брови, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают наши глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- Почему у нас текут слезы?
Слезы омывают глаза, чтобы глазное яблоко оставалось влажным. Они удаляют микробы и всякие соринки. Слезы не перестают трудиться, даже когда мы вовсе не собираемся плакать.
IV. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами : налево – вверх - направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
V. Игра «Полезно – вредно».
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно. (Воспитатель демонстрирует детям соответствующие рисунки.)
1. Читать лежа.
2. Смотреть на яркий свет.
3. Смотреть близко телевизор.
4. Оберегать глаз от ударов.
5. Промывать глаз по утрам.
6. Тереть глаза грязными руками.
7. Читать при хорошем освещении.
VII. Правила бережного отношения к зрению.
Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом у человека: десяти летний ребенок хорошо видит на расстоянии 3 см, в 45 – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения.
Правила:
1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следа за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. НЕ читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, ионии быстро устают.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 – 30 минут давать глазам отдохнуть : смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 – 3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Употребляй в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
VIII. Если вы носите очки.
Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
1. Берегите свои «вторые» глаза.
2. Храните их в футляре.
3. Не кладите стеклами вниз.
4. Регулярно мойте теплой водой с мылом.
5. Снимайте во время занятий спортом.
IX. Итог.
- Какие органы человека вы знаете? Какую роль они играют?
- Что для глаз полезно, а что вредно?
Есть дети, которым приходится носить очки, потому что у них проблемы со зрением. Но одногруппники не всегда их понимают и называют «очкариками». Дети перестают носить очки.
- Как вы думаете, как это влияет на их зрение?
- Как помочь таким детям сохранить зрение?
Играя в группе, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одногруппника.