Ирина Гурова
Логопедические игры «Подбери схему к слову. Подбери слово к схеме»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие навыков позиционного звукового анализа. Игра предназначена для воспитанников средней и старшей группы. Для её изготовления использованы вырезанные и наклеенные на цветной и белый картон картинки с изображением сказочных персонажей. А вырезаны эти персонажи из старых упаковок от цветного, белого картона и бумаги. Схемы, картинки, окошки для них, буквы, распечатаны на принтере и наклеены на картон. Часть картинок – из старых запасов. Конвертики для картинок и букв сделаны из цветного картона. Картинки подобраны, в основном, на те звуки и буквы, которые наиболее часто требуют постановки (звуки позднего онтогенеза, а также гласные. Но при необходимости можно использовать в игре материал и на звуки раннего онтогенеза (картинок для этого достаточно).
Публикация «Логопедические игры „Подбери схему к слову, Подбери слово к схеме“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2018
Материал получился ярким и привлекательным для детей, поэтому создаваемая на занятиях игровая ситуация с его использованием способствует более эффективному достижению нужной цели.
Задачи:
- Закреплять умение выделять звук на фоне слова (определять наличие заданного звука в слове).
- Упражнять в умении подбирать нужную схему к картинке (в соответствии с позицией заданного звука в слове).
- Формировать умение подбирать соответствующую картинку к имеющейся звуковой схеме (по месту заданного звука).
- Закреплять умение узнавать буквы.
- Продолжать развивать пространственные представления, мыслительные способности, слуховое и зрительное внимание.
- Способствовать развитию пальчиковой моторики (точности движений пальцев рук при выкладывании картинок и схем).
- Упражнять в умении использовать в речи полное предложение с предлогом «в».
Материал для игры: карточки с игровыми персонажами, пустыми окошками для картинок и схем; конверты с картинками, включающими разные звуки; буквы.
Варианты игр и игровых упражнений
В индивидуальной работе
1. «Подбери схему к слову»
Игру можно проводить по-разному, например, с использованием одной карточки или нескольких, в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. Логопед предлагает ребёнку «помочь» щенку (котёнку, мышонку и др.) научиться узнавать, где находится заданный звук в слове и подобрать соответствующие схемы. Заранее можно взять соответствующую букву и положить её на карточку к сказочному персонажу. Затем в пустые окошки выкладываются картинки с заданным звуком. Задача ребёнка – найти нужные схемы, положить их под картинками и рассказать, где находится заданный звук в словах. Перед этим игровым упражнением можно дать ребёнку дополнительное задание: самостоятельно найти картинки с соответствующим звуком и нужную букву. Возможен и такой вариант: определить общий звук в словах – названиях предложенных логопедом картинок.
Если использована только одна карточка, то игра может повториться несколько раз.
2. «Подбери слово к схеме»
Эту игру, как и предыдущую, тоже можно провести по-разному. Задача ребёнка тут посложнее. Логопед создаёт игровую ситуацию, например, сообщает ребёнку, что щенок (котёнок, мышонок и т. д.) уже выбрал (выбрали) себе схемы слов, но у них никак не получается подобрать нужные картинки и предлагает научить их (найти картинки и рассказать о том, где находится звук в словах).
В подгрупповой работе
Материал игры можно использовать и на подгрупповых логопедических занятиях в форме разнообразных игр и игровых упражнений как в организационном моменте (то есть в начале занятия) для закрепления разных звуков и букв, так и в основной части, посвятив его конкретному звуку или дифференцируемым звукам. В этом случае нужно продуманно отнестись к подбору игрового материала для каждого ребёнка. Вот несколько примеров.
1) Лото «Подбери картинку и схему»
У каждого ребёнка – карточка с игровым персонажем, и, с уже заданной, имеющейся на ней буквой.
1. Логопед показывает детям картинку (называет её в случае необходимости). Ребёнок, который собирает картинки с данным звуком, чётко называет эту картинку и кладёт в пустое окошечко на своей карте, объясняя: «В слове арбуз есть звук «А». и т. д. и т. п.
2. После того, как все окошки на картах оказываются заполненными, начинается второй этап игры – по подбору схем к картинкам. Логопед показывает схему «Не зевай – быстро схему подбирай». Одна и та же схема может понадобиться сразу не одному ребёнку, а получает её тот, кто первый нашёл ей место и ответил предложением: «В слове арбуз звук «а» находится в начале». Победителем оказывается тот, кто первый закрыл все пустые окошки на своей карте.
2) «Один, два, три – схему покажи (принеси)»
Дети сидят за столами. У каждого ребёнка имеется набор схем. Логопед выбирает одну из карт с изображением игрового персонажа и сам выкладывает картинку в пустое окошко. Соответствующая буква может находиться рядом, если это нужно на данном занятии. Сказочный герой «просит» детей помочь угадать место звука в слове и показать нужную схему. По сигналу: «Раз-два-три» - схему покажи», дети поднимают схему. Один ребёнок приносит её и располагает на карте.
3)«Один, два, три – картинки подбери (принеси)»
Этот вариант игры можно провести, как и предыдущий, но для разнообразия можно устроить и работу в командах. Например, для каждой команды (для детей, сидящих за одним столом, логопед подбирает карту с героем и с заданными схемами на определённый звук. А дети по сигналу «Один, два, три – картинки подбери» выполняют задание. Причём, картинки могут лежать рядом, но можно положить их и на общий стол. В этом случае дети будут перемещаться в пространстве.
В процессе работы всегда может возникнуть ещё множество интересных вариантов использования уже имеющегося игрового материала. А иногда сами дети предлагают свои творческие идеи.
Успехов!