Наталья Степаненко
Проект «Осень золото роняет» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ №494 Комбинированного вида г. Новосибирск 2016 г.
Автор проекта : воспитатель старшей группы Скокова Н. А
Тип проекта : познавательно-творческий
По количеству участников: групповой
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Осень золото роняет“ для старшей группы» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Срок реализации проекта : краткосрочный (сентябрь-октябрь).
Приложение к проекту : слайд-шоу.
Проблема :
*Недостаточные представления об осени как времени года.
*Знания детей носят отрывчатый, бессистемный характер.
*Недостаточное умение высказываться по данной теме. Через данную тему совершенствовать все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связную речь, интонационную выразительность.
* Недостаточное умение детей отразить свои впечатления о дарах осени в художественно-эстетической и театрализованной деятельности.
Актуальность : Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель проекта :
- формирование эмоциональной заинтересованности детей к процессу познания красоты окружающей нас природы;
- формирование основ экологической культуры и безопасного поведения;
- воспитание любви к природе.
Задачи :
для детей- Обогащать словарный запас по теме «Осень»; Учить строить свою речь в форме связных высказываний описательного типа рассуждений; Учить составлять рассказы (сказки) по серии сюжетных картинок, придумывать им названия, сочинять продолжение, начало или конец; Углублять и расширять знания об осенних явлениях в природе, о времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, ягоды, о том, как готовятся звери в лесу к зиме; Формировать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и экспериментировать, отражать результаты в различных видах деятельности; Развивать потребность в получении новых знаний об осени; Воспитывать любовь к природе.
для педагогов- Создавать условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словесному творчеству; Создавать предметно – развивающую среду; Сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом; Формировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.
для родителей- Побуждать оказывать помощь в организации развивающих
мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс;
Принять активное участие в конкурсах, детских праздниках, оформлении группы.
Предполагаемый результат проекта : В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.
Проект включает три этапа : подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап:
Подбор необходимой литературы по теме.
Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
Информирование родителей о реализации проекта.
Разработка плана проекта.
Что я знаю об осени?
Борис Осадчий - «Осенью звери готовят теплые домики».
Ксюша Вандакурова - Осенью мы с мамой делали заготовки салатов».
Вова Володин- Мухомор- ядовитый гриб и еще им можно лечиться».
Оля Алексеева- Осенью птички улетают в теплые края, а возвращаются, потому что скучают».
Слава Бугаец- «Осенью одеваемся теплее, чтобы не заболеть».
Никита Коновалов- «Осенью одеваемся теплее, чтобы не заболеть».
Влада Ковалевич- «Осенью я помогаю бабушке копать картошку».
Глеб Земцов- «Давайте сделаем кормушку для птиц»
Настя Зайкова- Осенью мы с мамой и сестрой собирали осенние листочки в парке».
Что Хочу узнать об осени!
Борис Осадчий- «Почему листья опадают?»
Ксюша Вандакурова- «Что происходит с червячками осенью?»
Вова Володин- «Почему рыбам не холодно в воде осенью?»
Оля Алексеева- «Что такое поздняя осень?»
Слава Бугаец- «Почему листья становятся желтыми?»
Никита Коновалов- «Почему осенью иногда идет снег?»
Влада Ковалевич- «Когда осень наступает и когда заканчивается?»
Глеб Земцов- «Почему зайчик не строит домик?»
Настя Зайкова- «Какие животные запасают корм?»
2. Содержание проекта (основной этап)
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин
расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
1. Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
НОД «Осень золото роняет».
Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода, различать некоторые лиственные деревья, воспитывать бережное отношение к природе.
НОД «Как животные к зиме готовятся» : Цель: Расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью; воспитывать любознательность.
НОД «Овощи-фрукты» Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах; учить различать их по внешнему виду.
НОД «Что для чего?»
Цель: Расширить представления детей об овощах и фруктах как продуктах питания; учить узнавать их используя различные органы чувств (анализаторы).
Д/игры, используемые в НОД «Окружающий мир» : «С какой ветки детки?»; «Путаница»; «Что было раньше, что – потом?»; «Волшебный мешочек»; «Что где растет»
Развивающие игры, используемые в НОД по формированию математических представлений: «Компот»; «Разложи по цвету»; «Повара»; «Раскрась-ка!»; «Наведи порядок»; «Запасы на зиму»; «Четвертый лишний». НОД «Осень» Цель: обогащение словаря, развитие творческого воображения, развитие связной речи, обогащение представлений о наречиях места. Знакомство со звуком «О».
НОД «Овощи»
Цели: увеличение объема словаря, обучение использованию предлогов в речи. Знакомство со звуком «У».
НОД «Фрукты».
Цель: Уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи. Знакомство со звуком «Ы». развитие речевого внимания.
НОД «Овощи-фрукты» Цель: Систематизация словаря, закрепление навыка употребления предлогов, глагольной лексики, навыков образования и изменения словосочетаний. Знакомство со звуком «И».
Игры на развитие речи: «Исправь ошибки»; «Назови ласково»; «Что больше, что меньше»; «Один – много»; «Овощное-фруктовое»; «Закончи предложение»; «Хозяйка с базара пришла».
Д/ игры: «Угадай, что появилось»; «Называй-ка»; «Раздели картинки на группы»; «Найди пару»; «Угадай, что изменилось»
Артикуляционные разминки (с зеркалом) : «Ворота»; «Заборчик»; «Трубочка».
НОД Чтение художественной литературы: чтениестихотворений об осени; загадок, пословиц, поговорок о плодах осени – стихи Ю. Тувима «Овощи»; о животных и признаках осени; народной сказки «Колосок»; сказки В. Сутеева «Яблоко»; Н. Сладкова «Осень на пороге».
Цель: Воспитывать эмоционально-образное восприятие литературного произведения; учить оценивать поступки героев; закрепить представление о времени года «Осень» и плодах осени; творческое воображение, выразительность речи. НОД «Мы живем в городе» Цель: учить наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать умение наблюдать за изменениями в городе осенью; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему городу. Приучать к культуре поведения в общественных местах.
НОД «В лес за грибами и ягодами». Цель: Уточнить представление детей о значении леса в жизни людей; познакомить с некоторыми свойствами древесины; расширить представление детей о лесных грибах и ягодах; знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать бережное отношение к природе; развивать эстетическое восприятие мира.
НОД «Откуда овощи в магазине»
Цели: Расширить представление детей об овощах, о профессиях взрослых; учить устанавливать причинно-следственные связи.
НОД «Фрукты на прилавках магазинов» Цель: Закреплять и расширять детей о фруктах и садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду. Расширять представление детей о труде взрослых.
НОД «Мы маме помогаем готовить» Цель: Закрепить представление детей об овощах и фруктах как о продуктах питания. Расширить представление о труде взрослых; закреплять умение соблюдать правила безопасности.
Рассматривание сюжетных картин, беседа на тему «Безопасное поведение осенью в городе, в лесу» Лепка: «Осенний гриб»; «Корзина с брусникой»; «Овощи на тарелочке»; «Фрукты».
Аппликация: «Осенняя фантазия» (из осенних листьев по замыслу); «Гриб»; «Компот».
Рисование: «Золотая осень»; «Падают, падают листья; «Осеннее дерево»; «Гриб»; «Овощи»; «Яблоко и груша».
Коллективная работа:«Букет из осенних листьев, цветов, веток с плодами осени»
Коллективная работана тему «Осенняя фантазия (из природного материала)
Подготовка к празднику осени на музыкальных занятиях: разучивание тематических стихов и песен, танцев, игр. Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения; развивать навыки художественной передачи различных образов.
Физкультминутки: «Ветер»;Листики»; «Яблоки»;«Груши»; «Апельсин»; «Собираем урожай»; «Разноцветные мячики»; «Был у зайки огород»;«Утром дети в лес пошли»;
Хоровод «Есть у нас огород».
Подвижная игра: «У медведя во бору»
2. Реализация проекта в режимных моментах :
*Наблюдение за красотой природы во время прогулок, организация наблюдения за объектами живой и неживой природы, эксперименты.
*Наблюдение за трудом взрослых (как дворник убирает листья)
*Посильное участие детей в труде взрослых (дети помогают воспитателю убирать с клумбы высохшие растения, собирать в кучки опавшую листву на участке группы).
*Сбор гербария из осенних листьев.
*Сбор осенних листьев, цветов, веток с плодами осени, другого природного материала для коллективных творческих работ.
*Рассматривание пейзажных картин, сюжетных картин, иллюстраций по темам: «Осень»; «Дары осени»; «Лесные обитатели осенью».
* Составление описательных рассказов с помощью схем: «Время года – осень»; «Что за листик»; «Овощи-фрукты».
*Разучивание стихов и песен по данной тематике.
* Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Варим борщ», «Маме помогаем»; игры- имитации» : «Ушки длинные у зайца», «В лесу»; игра-драматизация по сказке «Репка»; психологический этюд «Осенние листочки»; пальчиковые игры: «Цветы». 3. Заключительный этап:
• Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективных творческих работ детей группы с природным материалом.
• Выставка творческих поделок на тему: «Осенняя фантазия» сделанных в совместной деятельности родителей с детьми.
• Презентация слайд-шоу «Осень» на тематическом утреннике «Праздник осени».
Результат для детей: Обогатился словарный запас по теме «Осень»; Научились строить свою речь в форме связных высказываний описательного типа рассуждений; Научились составлять рассказы (сказки) по серии сюжетных картинок, придумывать им названия, сочинять продолжение, начало или конец; Углубили и расширили знания об осенних явлениях в природе, о времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, ягоды, о том, как готовятся звери в лесу к зиме; Сформировали познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и экспериментировать, отражать результаты в различных видах деятельности; Развили потребность в получении новых знаний об осени; Воспитали любовь к природе.
Результат для педагогов: Создали условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словесному творчеству; Создали предметно – развивающую среду; Сплотили коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом; Сформировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.
Результат для родителей: Оказали помощь в
организации развивающих мероприятий и активно включились в общеобразовательный процесс, принимали активное участие в конкурсах, оформлении группы.
Вывод: В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения: в своих рассказах, в рисунках, в музыкально-ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей.
С огромным желанием участвуют в продуктивной деятельности.
Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.
На прогулке мы наблюдали за растениями и насекомыми!
Мы с удовольствием собирали опавшую листву и нашли применение!
Коллективная работа «Осень золото роняет!»
Рисовали и лепили осенних ежей!
Источники
Источники:
Голицына Н. С. Конспекты комплексно- тематических занятий. Интегрированный подход. -М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014г.
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М. Мозаика- Синтез,2011. г.
Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Издание второе. – М. : Центр педагогического образования,2008г
Колдина Д. И. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика- Синтез,2010 г.
Колдина Д. И. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика -Синтез,2010г.
Колдина Д. И. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика- Синтез,2010 г. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2004г. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. -М. : Мозаика- Синтез,2010. г.
Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М. : Издательство «Совершенство», 1999г.