Кузьмина Юлия
Разработка и реализация образовательного проекта «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Кузьмина Юлия Игоревна
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
1 Актуальность проекта, цели и задачи
Актуальность данной работы состоит в реализации перспективного плана развития старших дошкольников, принятого в МБДОУ «Есаульский детский сад» на основании общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», по одной из разработанных тем – «Осень золотая». Программа образовательного проекта в старшей группе соответствует принципам и подходам, определё нным Федеральными государственными требованиями: содержание проекта соответствует возрастной педагогике, обеспечивает единство воспитательных и развивающих, обучающих целей, строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями. Основывается на комплексно-тематическом принципе, на принципе построения образовательного процесса. Предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Разработка и реализация образовательного проекта „Осень золотая“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Кроме того, учитывала принципы и подходы, определённые задачами программы «От рождения до школы» : развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к природе в детской деятельности, поведении и поступках, закреплять представления о различных источниках информации, упорядочивать и систематизировать накопленные сведенья о мире, развивать познавательную активность и любознательность, пробуждать творческую активность и стимулировать воображение.
Так же учитывает главные задачи реализации познавательного развития по ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
Что обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). А формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
Тип проекта :
По предметно-содержательной области: проект образовательной области «Познавательное развитие» с интеграцией в области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
По числу участников: групповой.
По времени применения: краткосрочный.
Цель работы: разработать и реализовать образовательный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Есаульский детский сад» по теме «Осень Золотая».
Задачи для детей:
1. Дать понятие и расширить знания детей о таком времени года, как осень.
2. Учить детей классифицировать явления природы и правильно соотносить к определенному времени года.
3. Отметить значение, роль наступления осеннего периода для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение заботиться о ней.
5. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении поделок и рисунков, применяя разные материалы и технические средства.
6. Пополнение словарного запаса.
Задачи для родителей:
1. Дать представление родителям о значимости совместной с детьми работы над реализацией проектной деятельности.
2. Заинтересовать родителей в важности воспитания в семье бережного отношения к природе.
3. Заинтересовать родителей в проведении совместных досугов на природе.
Задачи для педагогов:
1. Разработать план мероприятий по проекту «Осень Золотая».
2. Создать предметно развивающую среду по данной проблеме в группе.
3. Подобрать художественную, познавательную литературу по теме.
4. Разработать Конспект вечера развлечения.
5. Подобрать перечень закличек, частушек, пословиц, поговорок, примет, связанных с темой проекта.
6. Подобрать Консультативный материал для родителей.
7. Подобрать сюжетные картины, иллюстрации, фотографии по теме.
Предполагаемые результаты проекта :
1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений об осеннем периоде.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, окружающей ребенка.
3. Информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по реализации проектной деятельности
4. Ресурсное обеспечение.
Краткое содержание проекта :
1. - накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе ознакомления с литературой,
2. - систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
3. - анализ поведения человека в природе осенью;
4. - отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- праздник Осени;
-осенняя викторина.
2 Описание образовательного проекта по теме «Осень золотая»
Образовательный проект реализовывался на базе МБДОУ «Есаульский детский сад» в старшей возрастной группе. Проект был условно разделен на три части: вводно-мотивационную, практико-деятельностную, заключительно-рефлексивную.
Вводно-мативационная часть
Утром дети входят в группу и видят украшенные стены групповой комнаты осенними листами (проблемная ситуация).
Воспитатель: посмотрите что изменилось в облике нашей групповой комнаты?
Откуда же взялись эти украшения - осенние листья?
Послушайте стихотворение Н. Дмитриева - Алекси
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Ребята, а что вы заметили, какие изменения произошли с приходом осени?
Я предлагаю вам отправиться в гости к царице осени и помочь ее выполнить свои осенние обязанности. Вы готовы?
Тогда что бы нам с вами не забыть о тех делах, которые мы совершили в помощь царице осени, мы каждый день будем рассказывать ей о наших подвигах.
Я буду фотографировать вас и ваши подвиги, а вы – зарисовывать или делать поделку.
А в конце дня, предлагаю, отправлять посылку с нашими работами во дворец царицы осени и может быть в награду за наши труды она приедет к нам вгости. Согласны?
Проектно-деятельностная часть
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды Взаимодействие с родителями
«Социально-коммуникативное развитие»
-«Что мы знаем об осени»
Повторение с детьми осенних месяцев, их количества и последовательности.
-«Приметы осени»
Познакомить детей с осенними приметами.
-«Осенняя погода»
Отгадывание и составление загадок об осени.
Систематизировать и закрепить знания о времени года осень.
-Беседа с детьми «Правила безопасного поведения в лесу»
-Сюжетно-ролевая игра «Собиралки -запосалки» знакомить детей с тем, что и звери и люди осенью всегда делают запасы на зиму
Знакомство с текстом и разучивание физминутки «меж еловых мягких лап» Разработка и прорисовка пиктограмм, а также зарисовка ими интересных событий дня на специально приготовленных листах Предварительная работа:
Познакомить с планом проекта
«Речевое развитие»
Развитие речи
-Закрепить знания детей о приметах осени : вспомнить пословицы и поговорки
-Развивать наблюдательность, учить понимать закономерности природы
-Чтение стихотворений об осени и заучивание их наизусть
-Составление описательного рассказа по картине М. Левитана «осень золотая»
-Чтение и краткий пересказ стихотворения «Ежинка» Е. Осеевой
Д/и «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осеннее настроение» Загадывание и отгадывание загадок о днях недели
Рисование интересных событий дня на специально приготовленных листах Папка-передвижка «Формирование у ребенка представлений о времени года»
«Познавательное развитие»
Образовательная ситуация
РЭМП
Поисково-исследовательская деятельность
Представьте вместе с ребёнком ситуацию, когда один из месяцев осени, например сентябрь, потерялся. Это легче всего представить на наглядных моделях осенних месяцев.
-Что произойдёт? (Вместо сентября будет пустота.)
-Что произойдёт с осенью? (Она станет короче.)
- Что произойдёт с порядком осенних месяцев? (Он будет нарушен)
- Может ли после лета наступить сразу же зима? (Так не бывает времён года должно быть четыре. Они должны следовать друг за другом в строгом порядке)
-Познавательные беседы «Грибы», Осенний лес», «Золотая осень»
- Образовательная деятельность : «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе»
-Цикл наблюдений
«Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
-Экскурсия в осенний бор
-«Осенняя викторина»
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Рисование интересных событий дня на специально приготовленных листах
Самостоятельное экспериментирование с природными материалами (листья, осенние цветы, шишки, овощи) Рекомендации для родителей:
повесить в детской календарь для ребенка, с возможностью делать на нем пометки, рисовать. Помочь ребенку его освоить
«Художественно-эстетическое развитие»
-Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Унылая пора, очей очарование»,
-Лепка с использованием природных материалов «За грибами в лес осенний»
-Конструирование из бумаги «Лисичка сестричка»
-Аппликация «Пазлы из осенних листьев» П/ и: «С кочки на кочку» Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками Детско-родительское задание: выучить любое стихотворение об осени
Физическое развитие
-П/ и: «С кочки на кочку», «У медведя во бору», «Зайцы и волк»
-Физминутки: «Меж еловых мягких лап», «Листочки» Итоговая беседа с детьми о пошедшем проекте :
Что понравилось?
Что запомнилось больше всего?
О чём ещё хотим узнать?
Как узнать?
Детско-родительское задание: посетить с родителями осенний лес, парк
Заключительно-рефлексивная часть
В ходе работы по проекту «Осень золотая» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Здравствуй осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. Дети постоянно задавали вопросы. И я их стимулировала, поощряла. К детским вопросам относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».