Наталия Юрикова
Реализация требований ФГОС при формировании развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация требований ФГОС при формировании развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вопрос создания развивающей предметно–пространственной среды (РПП) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано сведением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям социальным, духовным, нравственным. Новые стандарты к дошкольному образованию определяют социально–коммуникативное развитие ребенка как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Современное образование в России включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Теперь образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
В последнее время обстановка детских садов становится более уютной и эстетичной. И это важно, поскольку комфортная обстановка формирует положительный эмоциональный настрой детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание. С этой целью в каждой группе нашего дошкольного учреждения имеются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера, звучит музыка в режимных моментах (в том числе и классическая) как в помещении, так и на участке, что положительно влияет на настроение детей, их эмоциональное состояние.
Развивающая предметная среда – по мнению С. Новоселовой – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
К лучшим традициям российской системы дошкольного воспитания можно отнести особое внимание к эстетике интерьера. Занавески, покрывала, роспись стен, декоративные панно, вышивки, кружева, разнообразные оригинальные поделки зачастую являются истинно художественными изделиями. Но для дошкольников важно, чтобы предметы интерьера не ограничивали пространство их активного передвижения, и, чтобы помещения украшали их собственные поделки, рисунки, любимые картинки и предметы. Конечно, поделки, созданные взрослыми, более совершенны, но с педагогической точки зрения такие выставки бессмысленны, даже если детские работы не слишком удачны, они обладают субъективной значимостью для ребенка и делают помещение родным и привлекательным. Для каждого ребенка очень важно, что именно его работа, независимо от качества, участвовала в таких экспозициях. Это повышает самооценку, создает чувство сопричастности к жизни детского сада, а «неожиданные» и «неправильные» рисунки, выставленные для обозрения, раскрепощают творческое воображение детей в изобразительной деятельности. В нашем дошкольном учреждении детские работы применяются не только для украшения групп, создания выставок в музыкальном зале. Дети совместно с педагогом разрабатывают правила поведения в группе, изображают эти правила в рисунках, схемах и размещают их по игровым центрам, рисунки в рамках украшают игровые центры «Сюжетно-ролевой игры», «Центра «Конструирования», «Центра «Безопасности», «Центра «Творчества».
Характеристикой современной предметной среды в дошкольном учреждении является ее развивающая направленность. Развивающее образовательное пространство-это место, где ребенок учится искусству жить и искусству мыслить. Это пространство, в котором он осваивает навыки общения и, в первую очередь, общения на деловой игровой или познавательной основе, как с взрослым, так и сверстниками. Это пространство, в котором воспитанник социально взрослеет, учится самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях, формирует алгоритм самооценки на основе развития рефлексивных способностей, учится способам добывания новых знаний и др.
ФГОС ДО обозначает требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:
• Реализация различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально- культурных, климатических и других условий;
• Организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
Реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Немаловажное значение в работе с дошкольниками уделяется физкультурно - оздоровительной работе. Образовательное пространство дошкольного учреждения оснащено спортивным, оздоровительным оборудованием и обеспечивает двигательную активность дошкольников. Физкультурные мероприятия проводятся в хорошо оснащенном спортивном зале. В каждой возрастной группе созданы «Физкультурно-оздоровительные центры», в которых есть как традиционное, так и нетрадиционное спортивное оборудование. Созданы условия для проведения глазодвигательной гимнастики, есть инвентарь для массажа мелкой мускулатуры рук, стоп детей, игрушки спортивной тематики, тест-дорожки с разметками. В соответствии с возрастом детей группы подобран инвентарь для подвижных игр.
Дошкольник находится в группе из 20-25 детей на протяжении 9-10 ч. Это очень мощная нагрузка на зрительное, слуховое восприятие, а также на его эмоциональную сферу. Дети нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Созданные в группах «Уголки уединения» помогают ребенку чувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Граница уединения условна: место, где ребенок может уединиться, закрывается полупрозрачной тканью, декоративными нитями, но ребенок уже чувствует себя в безопасности и покое. В спокойной зоне находится и «Центр «Библиотека». Место для чтения, оборудованное мягким диваном и полкой с книгами, иллюстрациями детей к прочитанным произведениям, игрушки – герои произведений.
Образовательное пространство дошкольного учреждения оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.
В то время как ФГОС ДО - это не столько «стандарт развития» сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении. Предметно-развивающая среда ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.