Сусана Нурбиевна Докшокова
Реализация проекта «Пальчики помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа родителей» - средство обучения способам совместной деятельности взрослого и ребенка.
Докшокова С. Н., воспитатель группы раннего возраста.
ТМ «Вместе к успеху».
Работая в группе раннего возраста, я постоянно взаимодействую с родителями. Многие из них очень молоды, привели в детский сад первенца, поэтому не имеют жизненного опыта. Для формирования педагогических знаний и навыков я организовала «Школу для родителей». В ходе ежедневного общения знакомлю их с актуальными вопросами воспитания и развития детей, с правилами организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной и т. д. В начале этой работы родителям предлагалась анкета: «Давайте познакомимся» и тест «Я и мой ребенок», они позволили сделать определенные выводы о проблемах воспитания в конкретных семьях.
Публикация «Реализация проекта „Пальчики помогают говорить“» размещена в разделах
В ходе анкетирования выяснилось, что у многих родителей нет представлений, какие виды деятельности организовывать с детьми раннего возраста по развитию активной речи.
Многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, закручиванию, нанизыванию, рисованию и лепке много мягких игрушек, пластмассовых машин и кукол. Эти игрушки способствуют развитию игровой деятельности, воображения, но не стимулируют развитие мелкой моторики. У детей раннего возраста навыки самообслуживания только начинают формироваться. Мелкая моторика в целом развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, изолированные движения затруднены.
У меня, как у педагога, возникла идея создания проекта по развитию речевой активности и формированию навыков речевой деятельности детей раннего возраста. Актуальность проекта заключается в том, что систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности ребенка.
В работе с детьми активизирую и обогащаю словарный запас, упражняю в согласовании существительных с прилагательными и глаголами, учу пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы. Развиваю внимание и память, мелкую моторику в ходе игр и упражнений. Работу с детьми по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней гимнастики, в ходе физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. С целью развития активной речи я регулярно использую дидактические игры; разыгрывание сюжета сказок с помощью настольного и кукольного театра; сюжетные игры и игры на речевое подражание.
Взаимодействие с родителями является важным условием успешной работы. Провожу родительские собрания, консультации, беседы, оформляю папки-передвижки, выставки дидактических игр и пособий. Привлекаю родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. Выпустила памятку для родителей «Развитие мелкой моторики рук».
На родительском собрании «Веселые ладошки» рассказала, как лучше организовать речевые игры дома, как тренировать детские ручки во время пальчиковых игр, игр с игрушками-вкладышами, игр с мелким конструктором и мозаикой, как рассматривать с малышами книги и отвечать на вопросы по картинкам.
В индивидуальных беседах с родителями рассказываю об успехах детей, о том, что получается и на что нужно обратить внимание. Родители охотно занимаются с детьми дома.
Провела консультацию «Особенности речевого развития детей 2-3лет». В ходе которой объяснила родителям, что свои действия и действия детей обязательно нужно сопровождать словами, можно в стихотворной форме. Речь взрослого при этом должна быть четкой. Важно, чтобы все слова в речи были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу.
На консультации «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук» познакомила родителей с техникой выполнения самомассажа: «Крутись карандаш» с использованием карандаша, «Не боюсь колючек» - бигуди липучки, «Непослушные шарики» - небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью.
Рассказала о благоприятном воздействии на развитие движений пальцев игр с предметами. Например: «Пирамидки» - показала многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, что позволяет каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика», «Конструктор», - эти материалы способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.
Познакомила родителей с играми-шнуровками, которые развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнурования, завязывания на бант.
Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Игры «Разноцветные бусы» - помогают скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются бусы с дырочками разного диаметра. Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок.
Рассказала об организации дома игр с прищепками, например: "Солнышко". Нужно из желтого картона вырезать 2 круга и склеить их. Нарисовать с одной веселое личико, а с другой - грустное. Рассказать ребенку, как однажды солнце потеряло свои лучики и стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прикрепить ему лучики - прищепки. Когда все лучики будут на месте, повернуть солнышко другой стороной и посмотреть, какое оно стало веселое. Детей привлекают яркие игрушки, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям манипулировать, раскручивать, разбирать на части и собирать снова.
Развивающая среда нашей группы включает в себя зону по речевому развитию, куда входит подборка предметных картинок по разным темам; сюжетные картинки по сказкам и потешкам, наборы игр для пальчикового театра, маски для игр-драмматизаций. Имеется книжный уголок; уголок для сюжетных игр с куклами; настольный театр по сказкам «Теремок» и «Колобок»; кукольный театр по сказке «Репка»; настольные игры.
Кроме того подобрано дидактическое обеспечение, способствующее речевому развитию детей раннего возраста. Это картотека игр и упражнений по формированию активной речи детей раннего возраста через развитии мелкой моторики рук; картотека пальчиковых игр; подборка артикуляционных упражнений для детей раннего возраста; картотека дыхательных упражнений.
В дальнейшем я планирую продолжать работу с детьми по развитию активной речи, повышать свою педагогическую компетентность в данном вопросе и активно вовлекать родителей в педагогический процесс.