Ольга Жамсаранова
Проект «Организация метеослужбы в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта: Происходящая в России модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДОО, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Публикация «Проект „Организация метеослужбы в ДОО“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Развивать у дошкольников умения экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами: наблюдая за погодой и природными явлениями. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека. Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы, прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, на прогулке, дома, на даче с последующим обсуждением результатов на «научной конференции». Этот вид деятельности позволяет открыть детям неизвестное в известном, хорошо знакомом. Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений.
Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»). Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Содержание проекта:
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи.
Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.
Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка взрослых будет направлена на:
• Создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;
• Обогащение воспитательно – образовательного процесса эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;
• Воспитание у дошкольников гуманно - ценностного отношения к природе через понимание ее ценности.
Цели проекта:
• Усвоение системы знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях между ними.
• Формирование представлений об универсальной ценности природы.
• Воспитание потребности в общении с природой.
• Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания.
• Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Задачи проекта:
• Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
• Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
• Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы.
• Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
• Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.
• Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
• Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса ДОУ.
Формы организации работы с детьми:
• Экскурсии в лес, на речку (с родителями);
• Целевые прогулки в парк, на улицы города (с родителями, педагогами);
• Организованная образовательная деятельность в уголке природы, огороде ДОО;
• Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке ДОО.
Методы работы:
• Систематические наблюдения в живой и неживой природе;
• Проверка в практической деятельности народных примет;
• Чтение природоведческой литературы;
• Моделирование;
• Экспериментирование;
• Труд в уголке природы и на метеоплощадке;
• Домашние задания.
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
• Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.