Оксана Шелкопляс
Организация экскурсии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности детей. Экскурсии проводятся как «маленькие исследования». Исследовательские методы воспроизводят основные моменты научного исследования: ребенок включается в самостоятельный поиск знаний или способов действий. Дети учатся видеть проблемы в жизни природы, сами выдвигают гипотезы для их решения, намечают пути исследования, подбирают необходимые материалы и оборудование.
Публикация «Организация экскурсии в детском саду» размещена в разделах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
К организации экскурсии предъявляются определенные дидактические требования (по Е. И. Тихеевой).
1. Экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. Следует выдерживать тему экскурсии, не отвлекаться случайными вопросами. Педагог должен заранее подготовиться к проведению экскурсии, составить ее план.
2. Перед экскурсией продумывается подбор объектов; их число, важность для наблюдателей, соответствие теме наблюдения. Размер поля наблюдения должен соответствовать возрастным особенностям. Посторонние объекты не должны отвлекать
внимание детей от главного.
3. Определяя маршрут экскурсии, следует исходить из того, чтобы на нем были представлены разнообразные объекты природы, характерные для данного природного комплекса и раскрывающие тему экскурсии. Рекомендуется выбирать самые живописные уголки (в лесу, на лугу, у озера) и продумать, как наиболее красочно и точно их описать, чтобы вызвать у детей глубокие эстетические переживания и желание оберегать увиденную красоту природы.
Место проведения экскурсии заранее изучается педагогом с точки зрения безопасности нахождения детей. Нельзя ставить детей на обрыв над рекой, уступ скалы и в другие опасные дли жизни места.
4. Подбирая оборудование, необходимо ограничиться самым необходимым. Кроме того, что понадобится для исследовательской работы (лупа, метровая лента, следует изъять походную аптечку, блокноты и карандаши для записи наиболее интересных фактов, пакеты для собранных образцов.
5. Содержание экскурсии должно соответствовать интересам детей. При любом восприятии необходимо учитывать психологическое состояние субъекта в момент восприятия. Томность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу. Выбор содержания и времени экскурсии должен быть обусловлен интересами детей (возрастными и индивидуальными, степенью их развития.
6. В экскурсии должно участвовать ограниченное число детей, так как каждый ребенок требует личного внимания. Он хочет задать вопрос и получить ответ, хочет быть активным, приблизиться к наблюдаемому объекту, познакомиться с ним посредством всех анализаторов, что невозможно сделать в большой группе. Дети хотят поделиться своими впечатлениями со сверстниками. С другой стороны, необходимы и совместные наблюдения, ведь дети по-разному воспринимают объекты, и общность их переживаний вызывает эмоциональный подъем.
7. Педагог должен как можно чаще задавать детям вопросы. Это направляет их восприятие. Вопросы должны побуждать учащихся откликаться на происходящее. Педагог не должен оставаться равнодушными к наблюдениям детей и их замечаниям. Если он будет искренне выслушивать ребят, это воодушевит их продолжить активные наблюдения, вовлечет в процесс обучения, заставит слушать друг друга.
8. Экскурсия должна проводиться живо, увлекательно, не должка носить характер учения. Следует избегать длинных объяснений. Педагог рассказывает только о том, что можно показать. Не стоит загружать детей многими названиями: они их скоро забудут.
9. Необходимо организовать условия для поисковой деятельности, открытий. Педагог побуждает ребят останавливаться, наблюдать, слушать, чувствовать запахи, делать свои собственные открытия. Дети должны не только созерцать, но и двигаться, экспериментировать, играть. Это позволит лучше усвоить факты, более осознанно их анализировать.
Для непосредственного общения детей с природой, для усиления эмоционального воздействия и более глубокого восприятия обязательно дается время на самостоятельное наблюдение за объектами.
10. Закрепление полученных представлений требует времени. Необходима внутренняя переработка впечатлений. Не следует в конце экскурсии устраивать длительную проверку знаний, полученных во время наблюдений.
Существенное место отводится на экскурсии небольшим экспериментам. К примеру, на весенней экскурсии решаются проблемы : какой снег быстрее тает (чистый или грязный) или почему весной образуются «воронки» вокруг деревьев. Проводится мини-эксперимент: на снегу раскладываются цветные стекла и через определенное время измеряется глубина погружения каждого стеклышка в снег. Делается вывод: под черным стеклом снег подтаивает больше, чем под светлыми стеклами. Это стекло сильнее нагревается, так как темные предметы поглощают солнечные лучи. Стволы деревьев темные, они нагребаются, и снег вокруг них подтаивает.
Дети овладевают разными приемами исследовательской деятельности: сбор и обработка предметного материала и фактической информации; определение и описание объектов природы; установление причинно-следственных связей; оформление результатов исследования.
Большое внимание уделяется исследованию экологических проблем: экологический мониторинг состояния природных объектов своей местности; наблюдение последствий антропогенной деятельности; соотнесение местных проблем охраны окружающей среды с глобальными. У детей формируется опыт практической экологически направленной деятельности: инвентаризация охраняемых природных объектов; зашита природных объектов от разрушения; сохранение редких и уникальных объектов своей местности; уход за ландшафтом и улучшение природного окружения, пропаганда природоохранных знаний. Дети включаются на экскурсии в природоохранную деятельность: подкормка птиц, оборудование искусственных гнездовий, облагораживание муравейников; организация микрозаказников для насекомых, облагораживание родников и др.