Ольга Черткова
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по опытно-экспериментальной деятельности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Золотой ключик» с. Константиновка
Краснокутского района Саратовской области»
ПРОЕКТ
Опытно-экспериментальный
Выполнил: воспитатель средней группы : Богомазова О. А.
2016г.
Введение.
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Огород на окошке“» размещена в разделах
- Огород. Конспекты занятий
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Луков на земле очень много. Учёные даже не могут точно подсчитать их число. Считается, что видов этого растения 500-600. И все они объединяются в один род, который ботаники и называют лук.
Луки широко распространены по всему земному шару. На территории нашей страны растёт 223 вида лука. Как бы ни выглядело растение этого семейства, из других его всегда выделит одно свойство - особенный луковый запах.
Родина репчатого лука — Юго-Западная Азия. В России лук культивируется повсюду как огородная культура, употребляется в пищу. В диком виде современный лук репчатый не встречается нигде. Считается, что его ввели в культуру 4-6 тысяч лет назад где-то в Азии, скорее всего в Иране или Афганистане. Совсем не исключено, что он возник как культурное растение в разных местах Азии независимо друг от друга, так как в ряде регионов произрастают дикорастущие виды, родственные луку репчатому. Достоверно известно, что на больших площадях лук выращивали в долине Нила в Древнем Египте. Его изображения датируют III—II тысячелетием до н. э. В Древней Греции за несколько столетий до н. э. было уже немало сортов культурного лука. По свидетельству Геродота, лук был любимой пищей древних персов. Говорится о луке в Ветхом Завете и Коране. На Руси эта культура известна с X века. В Древнем Египте лук олицетворял неистощимую жизненную силу и бессмертие. Его носили на груди как талисман, способный защитить от злого глаза, болезней. У египтян он был символом Вселенной, поскольку его кольца и слои представляли концентрические окружности, на которые было разделено творение в Герметических мистериях.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он, уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Но все-таки, чаще всего огородик на окошке создают совсем не для еды, а для развития ребенка. Современные городские дети просто не представляют откуда берется еда. Они "точно знают", что все растет в магазине. Поэтому для того, чтобы ребенок понимал, что происходит с семенами во время посева, как пробиваются маленькие ростки, как ухаживать за ними, чтобы растение не пропало, да и просто для радости, посадите с вашими малышами на подоконнике огородик. Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада луковицы, используя для этого огород на окне.
Цель проекта : Ознакомление и экспериментирование с процессом выращивания лука на окошке.
Задачи:
• воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
• закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
• формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
• выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;
• выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
• способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
Ожидаемые результаты:
• 1. Собрали информацию о луке-репке, севке, чернушке.
• 2. Создали условия для выращивания культур, отметили процесс роста.
• 3. Вырастили лук на зелень, дегустация продукта.
• 4. Подготовили презентацию проекта.
Тип проекта : познавательный- экспериментальный.
Участники проекта : дети средней группы
(4-5г, воспитатель, родители.)
Длительность: апрель (1 месяц)
Содержание проекта и условия реализации:
1. В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и секреторной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе, общей слабости и простудных заболеваниях, пониженной половой активности. В медицине лук применяют в борьбе с цингой и как противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа и при трихомонадном заболевании, для лечения дерматитов, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный – к вискам от головной боли. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни.
2. Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
3Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой;
Подготовительный этап.
На данном этапе решались эти вопросы. В процессе работы с детьми проводили:
-Беседы с детьми о луке. (Приложение №1)
-Чтение художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про лук. (Приложение №2)
-Дидактические игры. (Приложение№3)
-Рассматривали иллюстраций.
-Подготовили посуду для посадки лука.
-Посадка лука на зелень. (Приложение №4)
- просмотр мультфильма «Чиполино»
- Изготовили таблицы-указатели, дата посадки и первой зелени лука
- Создать условия для выращивания лука, отмечать процесс роста.
- Дети приготовили контейнеры, насыпали землю, поливали.
- Рассмотрели луковицы, определили, как правильно сажать.
- Дети наблюдают за ростом лука, проводят опыты, эксперименты.
Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода,
растения - человек.
Результаты экспериментов фиксируют в рисунках.
В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорках, стихах, сказках, загадках. Рассматривают иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы. Сажают лук и наблюдают.
На пятый день в контейнерах появились ростки. Дети отмечают в дневнике.
Через каждые три дня измеряют рост перьев и тоже фиксируют в дневник.
Через десять дней лук подрос на пятнадцать сантиметров.
Дети рисуют лук, лепят из пластилина, делают аппликации, загадывают загадки, сочиняют рассказы, говорят о пользе зелёного лука.
Дима у нас не болеет, он говорит, что каждый день кушает лук, сделали вывод; зелёный лук полезен, надо употреблять в пищу, потому что в нём много витаминов.
Провели конкурс рисунка для детей и родителей «Лучок здоровья пучок», где дети представили на обозрение свои рисунки, подготовили рассказы о том, как они рисовали рисунок.
Проанализировали и обобщили результаты работы по проекту.
Провели презентацию проекта.
Дети узнали много нового о культуре посева, ухода, роста и сбора урожая.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Выводы: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценен лук. По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
1. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
2. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – зеленый друг».
3. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
• Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
• Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
• Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК. • Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».