Юлия Вахрушина
Проект опытно — экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный
Участники проекта : Воспитанники ДОУ, педагоги ДОУ, родители.
Продолжительность проектной деятельности :Средней продолжительности.
Проблема:
Формирование у детей знаний о мире природы, о свойствах воды, песка и воздуха.
Актуальность проекта : Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Публикация «Проект опытно — экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Цели проекта :
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта для детей
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Задачи для педагогов:
Повышение компетентности педагогов по данной теме.
Обогащение опытно-эксперементальной среды в группе.
Задачи для родителей активизировать деятельность родителей в работе по экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.
Способствовать развитию желания детей экспериментировать.
Ресурсы
Интернет ресурсы, шарики надувные, баночки для переливания воды, трубочки для пускания воздуха, гуашь, песок сырой и сухой, формочки, иллюстрации с изображением воды, чтения произведений о пользе воды, веер, целлофановый пакет
Предполагаемый результат:
• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
• Доставить детям радость и интерес при проведении экспериментов, обогатить их знания об окружающем мире.
Содержание работы по этапам
этап Форма работы ответственные
Подготовительный -постановка проблемы
-подбор методической,
художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
-подготовка оборудования для исследовательской деятельности
-работа с родителями
-Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности»
-Памятка для родителей «Познавательные опыты для детей»
Воспитатели Вахрушина Ю. А.
Годованова И. А
Родители
Основной Подобрать литературу и фотографии о воде, воздухе и песке.
Чтение стихов и потешек о воде.
Работа с детьми.
Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Ознакомление со свойствами воды, не имеет форму, может разлиться.
Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной»
Показать детям, что в прозрачной воде все хорошо видно, а в мутной не видно.
Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»с помощью краски совместно м детьми меняем цвет воды в сосудах.
Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»использование разных леек, и разбразгивотеля.
Опыт5. «Вода – наша помощница»
Показать детям пользу воды, что мы ей моем, стираем, поливаем.
Опыт 6. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Опыты с песком
Опыт №1 «Почему не получился куличик?»
ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»
продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Опыт №3. «Песок и земля»
ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Опыт № 4. «Движение песка».
ознакомление со свойствами песка.
Опыты с воздухом
Опыт №1» Надуваем воздушный шар»
Опыт №2» Потрогаем воздух, поставим ладошку под струю воздуха»
Опыт №3 «посмотреть на воздух через пакет»
Опыт № 4 «машем веером над водой»смотрим как на воде появляются разводы.
Полученные в процессе опытов, знания детей в дальнейшем пересекались с другими видами деятельности, наблюдение на прогулке, подвижные игры, дыхательная гимнастика, чтение художественной литературы, рисования, лепки.
Проводимая работа, не возможна без создания предметно – развивающейся среды, в нашей группе было отведено место для опытно – экспериментальной деятельности, мы пополнили емкости с разнообразным материалом для проведения опытов : сахарный песок, соль, камушки, крупы, трубочки, сочек. Для достижения положительного результата, необходимо участие родителей, для этого мы использовали индивидуальные консультации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников. Как организовать домашнюю лабораторию»
Консультация «Поделки из природного материала вызывают интерес
к наблюдению и экспериментированию»
Создание консультации для родителей, на тему экспериментирование с ребенком дома.
Воспитатель Вахрушина Ю. А.
Годованова И. А.
Родители
Итоговый Подведение итогов
Выкладывание проделанной работы на сайт детского сада.
После проделанной работы, у детей первой младшей группы стал повышается интерес к исследовательской деятельности, дети стали более любознательными, с удовольствием выполняют простейшие опыты, задают новые вопросы, пытаются самостоятельно делать выводы, словарь детей стал более обогащенным, в речи стали употреблять новый слова. От проделанной работы, дети получали много положительных эмоций.
Воспитатель Вахрушина Ю. А.