Наталья Овчинникова
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Вода»
По доминирующей деятельности : познавательно - исследовательский, творческий.
Возраст : дети подготовительной группы 6-7 лет
Участники проекта : педагог, воспитанники и родители группы.
По продолжительности: долгосрочный – 2 месяца
Публикация «Проект „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с опытами и экспериментами по данной теме.
Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
• Стимулирование у детей интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
• Развитие наблюдательности, любознательности.
• Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики.
• Развивается речь детей, обогащается их словарный запас.
Этапы проекта :
Подготовительный, т. е. разработка.
Его цель – самосовершенствование по теме. Формулирование проблемы, подбор материалов и систематизация информации. Его цель – помочь детям осознать и личностно воспринять проблему.
Практическая часть проекта :
• - активизация деятельности детей и родителей;
• - оформление проекта;
• - реализация проекта в образовательную практику;
Заключительный этап:
• - подведение итогов;
• - анализ результатов по реализации проекта;
• - определение дальнейших перспектив;
• - творческий отчёт, оформление выставок и
• создание фото- и видео-презентаций.
«Наша дружная семейка
Собралась не просто так!
Мы хотим экспериментов,
Чтобы знать «чего» и «как»!
Лабораторию открыли,
Опыты мы проводили.
Много нового узнали
И ни капли не устали»
- рассматриваем воду;
- беседуем о состоянии воды;
-изучаем её свойства;
-проводим ряд опытов.
Наблюдения и выводы:
Имеет три агрегатных состояния: жидкое, твёрдое (лёд) и парообразное.
Вода не имеет вкуса, цвета и запаха.
Прозрачная.
В воде хорошо растворяются краски.
В воде есть воздух…
Опыты со льдом
В банку лёд мы опускали,
И за процессом наблюдали.
Куски льда не тонут, а плывут.
Пузырьки тонуть им не дают.
Опыты со снегом… (красим, строим) Дети должны получать посильные к выполнению задания. Индивидуализировать экспериментальную деятельность можно через предоставление выбора материалов для опытов и формы проведения исследования.
Виды занятий по экспериментированию:
Игра-эксперимент «Цветочек»
Вырезанный и сложенный определённым образом цветок из бумаги на воде расправляет свои лепестки, словно раскрывающийся бутон.
ВЫВОД: На воде бумага расправляется.
Эксперименты-фокусы»
1. Опыт : «Перевёртыш», основанный на оптических свойствах воды
Материалы и оборудование:
1. Стеклянная банка -1 л с водой;
2. Лист белой бумаги, на котором нарисованы стрелки в правую сторону.
Результат: ЧЕРЕЗ БАНКУ, НАПОЛНЕННУЮ ВОДОЙ, СТРЕЛКИ МЕНЯЮТ СВОЁ НАПРАВЛЕНИЕ
2. Опыт : «Что за чудо, вода не выливается? (перевёрнутый стаканчик)»
Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой.
А комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах воды.
Опыт с водой : «Способы очистки воды»
Опыт : «Радуга в стаканчике» (салфетка очень быстро впитывает воду)
Дети по краю салфетки ставят фломастером точки, согласно радужному спектру и опускают этот край салфетки в небольшой объём воды в стакане.
Эффект радуги налицо.
Опыт : «В воде есть воздух…»
*** Дуем через трубочку в стакан с водой и наблюдаем за пузырьками воздуха;
*** Погружаем бутылочку в ёмкость с водой и видим, как из неё выходят пузырьки…
Опыт : «Шагающая радуга»
Роль педагога заключается в руководстве опытом : наблюдении за ходом практической деятельности детей, контролем выполнения последовательности процедуры и соблюдением правил техники безопасности.
Материалы и оборудование:
1. Пластиковые пронумерованные стаканчики – 7 шт.
2. Гуашевые краски (пищевые красители) : красная, жёлтая, синяя.
3. Палочка для размешивания воды.
4. Бумажные полотенца или салфетки.
5. Схема «Радужный спектр»
Это коллективное выполнение демонстрационного опыта – эксперимента (радуга появляется через 2-3 часа)
Работа с родителями: проведена консультация: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка», затем предложено дома провести ряд опытов с водой.
Опыт : «Кораблик» (на изучение свойств льда)
(проводит семья Стаса Л.)
В стаканчик из - под йогурта налили и заморозили воду, предварительно ко дну стаканчика с помощью пластилина закрепили трубочку- мачту с флажком. Ледяной кораблик опускаем на воду…
ВЫВОД: Кораблик плывёт, значит лёд не тонет.
Опыт : «Апельсиновый поплавок»
(Почему не тонет апельсин в кожуре)
(проводит семья Веры С.)
Опыт : «Плавающее яйцо» (выполнял Илья Т. с мамой)
Солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (нет)
- А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить?
Поможет нам в этом опыт с яйцом. Возьмём яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
- А теперь возьмём другое яйцо и опустите его в стакан с пресной (несолёной) водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче научиться плавать.
Опыт : «Дырявый пакет» - А вам так слабо? (Ярослав М.)
Заключения и выводы: Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.