Наталья Вихарева
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяется на сферы деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбельки разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой голос. Их сейчас называют – погремушками. Младенцы, помимо хватания этой игрушки руками, ощупывания и опробования на вкус, прислушиваются к звукам, которые она издает. Так ребенок посредством экспериментирования со звучащими предметами начинает познавать мир.
Дети одного, двух лет часто экспериментируют со звуками: стучат палочкой по поверхности стола или стула, по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке. Так они пытаются услышать «голос» предмета. Но иногда стук палочки по поверхности какого-либо предмета повторяется ребенком в определенной ритмической последовательности. И некоторые дети самостоятельно приходят к исполнению не только какого-нибудь музыкального ритма, но незатейливой мелодии детской песенки. Биографами известных музыкантов описывались факты, когда композиторы, будучи детьми, стучали по разным предметам, извлекая ту музыку, которая звучала у них в голове. П. И. Чайковский, например, выстукивал мелодию на оконном стекле, в результате чего окно было разбито, а сам маленький Петя весь был изранен. М. И. Глинка любил стучать по большим медным тазам, имитируя звук колоколов и исполняя свою собственную музыку.
Сами дети часто мастерят себе незатейливые музыкальные инструменты : дудочки, свистульки из стеблей и плодов растений, с помощью взрослых делают свистульки из глины. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают понять детям, откуда и как рождаются звуки.
Приведенные выше примеры и исследования психологов А. В. Запорожца, Х. Вагнера, Ж. Пиаже и других позволили установить важную особенность ребенка-дошкольника в стремлении познавать, экспериментировать, получать новые знания, умения и навыки.
Определяющей задачей педагога должно стать создание условий для свободного экспериментирования ребенка. Необходимо подтолкнуть ребенка к поиску решения той, или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы.
Педагог-музыкант должен помочь ребенку рассмотреть обычный предмет, явление с разных сторон, а не только с точки зрения его непосредственного использования, выявить его не совсем привычные особенностей. ( Например: бумага говорит, обладает способностью передавать нам привычные и узнаваемые на слух звуки окружающего мира, бывает «бумажная музыка», осенние листья рассказывают, путешествие веселой сосульки.)
Чем же интересны такие эксперименты для педагогов-музыкантов? Тем, что позволяют детям самим исследовать свойства и возможности определенного предмета и явления, отчего в привычном и бытовом мире открывается для них новая музыкальная звучащая страна.
В чем сложность таких занятий? В том, что необходим комплексный стиль преподнесения темы, при котором речь, поэзия, музыка, музицирование, движение сплеталось бы воедино, пронизывая музыкальностью каждую игру.
Пожалуй главное, чтобы творческая и исследовательская деятельность не превращалась для ребят в скучное заучивание, а приносили детям радость, удовольствие, новые открытия. В процессе музыкальной исследовательской деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости - все то, что способствует развитию творческих способностей.
Сейчас приведем примеры некоторых музыкальных экспериментов, на которых дети, опытным путем учатся определять происхождение звуков, различать музыкальные и шумовые звуки, понимать причину возникновения звука, выявлять причину происхождения высоких и низких звуков.