Получи документы

Консультация для родителей на тему: «Опытно — экспериментальная деятельность детей дома»

Алена Белокурая
Консультация для родителей на тему: «Опытно — экспериментальная деятельность детей дома»
▼ Скачать +Заказ

Консультация для родителей

на тему :

«Опытно - экспериментальная деятельность детей до

ма»

[/h4]

Подготовила воспитатель:

МБДОУДС №20

Белокурая А. В.

с. Заря

2019 г.

«Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»

Публикация «Консультация для родителей на тему: „Опытно — экспериментальная деятельность детей дома“» размещена в разделах

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать метом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?

Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности :

- Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.

- Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?

- Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?

Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?

Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.

Охота на зайцев. Излюбленный партнер в летних играх — солнечный зайчик. Вооружитесь на прогулке несколькими зеркалами и запускайте солнечных зайчиков по любым поверхностям. Можно запустить одного ненадолго в лицо - какой яркий оказался зайчик — малыш совсем ничего не видит. Попробуйте использовать кроме зеркал фольгу и блестящие обертки от конфет.

Сухо-мокро. Для этого маленького эксперимента нам понадобится два мокрых платка. Пусть малыш сам намочит платок под водой и затем сравнит с сухим. Выйдя на улицу предложите один платок повесить на дереве в тени, а второй вывесить на солнечном месте. Можно представить, что это не платки, а одеяла для игрушек, которые вы выстирали и теперь игрушки хотят получить их назад. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? А все потому, что благодаря теплу влага испаряется быстрее на солнце, чем в тени.

Исчезающие шедевры. Чтобы закрепить тему испарения можно захватить из дома бутылку воды со «спортивной» крышкой и порисовать водой на асфальте. Поэкспериментировать с размером лужи — чем больше воды нальешь, тем дольше будет сохнуть. Можно по наполовину высохшим рисункам вспоминать, что было нарисовано, и добавлять новые детали, создавая совершенно новый рисунок.

Тепло-холодно. Возьмите на прогулку несколько цветных листов бумаги, в том числе белый и черный. Разложите их на освещенном солнцем месте, чтобы они погрелись (можно предварительно вырезать из этих листов человечков, чтобы малышу было интереснее укладывать их «на пляж» позагорать). Теперь потрогайте листы, какой лист самый горячий? А самый холодный? А все потому что предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Кстати, поэтому грязный снег тает быстрее чистого.

Соляные старатели. Маленьким пиратам предложите добыть соль из «морской» воды. Предварительно сделайте дома насыщенный соляной раствор, а в жаркую солнечную погоду на улице попробуйте выпарить воду. У вас получится соль для приготовления обеда настоящим морским волкам!

Солнечные часы. Ни одна настоящая солнечная лаборатория не может обойтись без солнечных часов, для которых можно использовать бумажную одноразовую тарелку и карандаш.

Вставьте в проделанное в центре тарелки отверстие карандаш заточенным концом вниз и это приспособление положите на солнце так, чтобы на него ни от чего не падала тень. Карандаш будет отбрасывать свою тень, по которой нужно прочерчивать линии каждый час, не забудьте проставлять по краю тарелки цифры, обозначающие время.

Правильно было бы делать такие часы в течение всего светового дня — от восхода до заката. Но будет достаточно и того времени, когда вы обычно гуляете. На следующий день часами можно пользоваться и ребенок сможет сам проследить, когда вы вышли на прогулку, сколько времени вы уже провели на улице и не пора ли вам домой.

«Тени исчезают в полдень». Попробуйте вместе с малышом догнать ваши тени. Побегайте быстро-, резко меняйте направление, чтобы обмануть вашу тень, спрячьтесь за горкой и внезапно выскочите, чтобы поймать её. Получилось?

Чтобы лучше понять, почему тени перемещаются, с утра найдите ничем не затеняемое солнечное место. Поставьте малыша спиной к солнцу и отметьте длину его тени. Перед заходом солнца поставьте ребенка в том же направлении и на том же месте, что и утром, и снова отметьте тень. Результат поможет понять, почему тени бегут то впереди, то сзади.

Театр теней. Вообще с тенью очень здорово играть, и погожий солнечный денек позволяет нам устроить целый театр, не прибегая к специальным приспособлениям. Для начала вы можете показать малышу, как обычный детский совок меняет свою форму в театре теней, сейчас он похож сам на себя, а чуть повернуть — и это уже просто палочка, еще раз повернуть — тонкая черточка.

Не забудьте и про традиционное развлечение — показывать при помощи рук различные фигуры. Тень всего лишь повторяет контур предмета, но как интересно наблюдать, как замысловато сцепленные руки мамы превращаются в сову или собаку.

Потрет по тени. Обведите мелом на асфальте контур тени вашего непоседы, а детали пусть он дорисует сам: лицо, волосы, одежду. Получится очень забавный автопортрет.

В мамах — меньше. Измерьте высоту дерева, фонарного столба или целого многоэтажного дома при помощи собственной тени. Ведь так интересно, какова высота школы в мальчиках, и высота дерева в мамах. Для этого возьмите на прогулку длинную веревку, при помощи которой измерите тень вашего ребенка. Затем этой «единицей измерения» отмерьте тень интересующего вас объекта. Так вы получите, к примеру, рост многоэтажки в 38 попугаев, вернее в 38 мальчиков, а в мамах тот же дом будет меньше — всего в 30. Интересно узнать мнение ребенка, как так получилось.

Добываем огонь. При помощи солнца можно добывать огонь. Вообразите себя первобытными людьми, правда вооруженными лупой и листом черной бумаги. Сфокусируйте при помощи лупы солнечные лучи так, чтобы они образовали маленькую точку. Совсем скоро ваш листик задымится!

Выжигание. Еще интереснее попробовать себя в пирографии — рисунках при помощи огня. Используется тот же принцип, что и с поджиганием бумаги, просто за основу возьмите деревянную дощечку. Лупу необходимо будет передвигать так, чтобы точка света перемещалась по поверхности доски, оставляя выжженный след.

Это не так-то просто, нужно большое терпение, чтобы нарисовать картину, да еще обязательно должно повезти с погодой — минимум облаков и Солнце в зените.

Создаем радугу. Когда солнечный свет расщепляется на отдельные цвета, мы видим радугу. Это происходит, когда солнце работает вместе с водой. Например, когда тучи расступились, и засветило солнце, а дождик еще идет. Или в погожий день у фонтана. Возьмите на прогулку пульверизатор с водой и попробуйте создать радугу сами — заодно и освежитесь. Обратите внимание малыша на то, что и мыльные пузыри на солнышке играют всеми цветами радуги.

Солнечные звездочки. В домашних условиях тоже можно немного поиграть с солнечным светом, сделав посреди дня ночь в отдельно взятой комнате. Для этого, на большом черном листе бумаги проделайте отверстия различного диаметра и частоты, а затем прикрепите этот лист на окно. У вас получится эффект звездного неба.

Солнечная «татуировка». Самый забавный опыт можно поставить на самом себе — нарисовать что-то на теле с помощью солнца. Закрепите на теле подготовленный шаблон, например, силуэт бабочки, и ложитесь загорать. Через несколько сеансов загара вы станете обладателем своеобразной белой татуировки.

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей :

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Публикации по теме:

Анкетирование для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома» в подготовительной группе Анкета для родителей «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ» «Самое лучшее открытие – это то, которое ребёнок делает сам» Ральф У. Эмерсон.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома»Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома» Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной.

Консультация для родителей «Что такое опытно-экспериментальная деятельность» В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное.

Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность дома» Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность дома» Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они очень разные – голубоглазые.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома» Консультация для родителей «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Детство – это.

Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей» Консультация для воспитателей на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дома. Консультация для родителей В каждом маленьком ребенке и мальчишке и в девченке, есть по двести грамм взрывчатки или даже пол кило….и поэтому в каждом маленьком человечке.

Родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ и дома» Родительское собрание «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ и дома» Цель мероприятия: вовлечение родителей в экспериментальную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей на тему: «Опытно — экспериментальная деятельность детей дома»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 22:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей на тему: «Опытно — экспериментальная деятельность детей дома»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Белокурая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД