ирина павлова
Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи.
Познавательные: формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание экспериментировать.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Волшебница водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, сахар, песок, молоко, бусинки, ватные диски, воронка, салфетки, кувшин с водой.
Методы и приемы:
Организационный момент;
Художественное слово;
Уточнения, опросы, игровые приемы;
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей : дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Предварительная работа:
1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
4. Чтение художественной литературы Т. А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, желание заниматься исследовательской деятельностью.
Ход образовательной деятельности:
часть. Вводная
Воспитатель:
– Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с гостями поздороваемся.
Для того чтобы много узнать, нужно быть внимательными, слушать друг друга.
Воспитатель показывает глобус.
- Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода).
Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».
Воспитатель:
- Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).
Словесная игра «Вода какая…»
В море вода какая – морская,
В озере – озёрная,
В реке – речная,
В роднике – родниковая,
В болоте – болотная.
- А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны, налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз, подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась, стих ветер (водная гладь спокойная).
- Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
Я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)
Рассыпался горох на 70 дорог,
Никто его не подберет?
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь.)
Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).
- А как человек использует воду?
Воспитатель предлагает детям речевую игру «Для чего нужна вода…».
(Ответы детей : люди пьют воду, варят суп, моют овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Для стирки одежды и мытья посуды.)
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами будем экспериментировать с водой.
- Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – юные исследователи».
Давайте повторим правила безопасности при работе:
Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Итак, ребята, так как мы с вами исследователи, соответственно мы считаемся учеными. А одно из любимых занятий всех ученых – это проведение опытов и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о ее свойствах
II часть: Опыты
Опыт №1 «Узнаем какая вода».
Вода прозрачная? Убедимся.
В двух стаканах налито: вода и молоко. Воспитатель спрашивает, какого цвета молоко? (ответы детей) Какого цвета вода? (ответы детей) Убедимся, что вода прозрачная, а молоко – нет. Поиграем в прятки: в стакан с молоком и водой дети опускают разноцветные бусинки различной геометрической формы.
Вывод: Вода прозрачная жидкость, молоко – нет.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Если поставить предметы на стол, подбросим их, изменят ли они свою форму? (Ответы детей.) А имеет ли форму вода? Для этого каждый из вас наполнит емкость, стоящую на столе водой. (Емкость у детей разной формы.) Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт №3 «Вода - растворитель»
А теперь давайте попробуем растворить в воде муку, песок и сахар. Дети выполняют это задание.
Вывод проводится каждым ребенком индивидуально: сахар растворяются в воде полностью, мука – растворяется частично, песок – не растворяются.
Физкультминутка
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили.
Встали, тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
Воспитатель предлагает детям вернуться к столам для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)
Опыт №4 «Фильтрование воды»
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей.) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. А можно ли очистить эту воду? С помощью чего? (Фильтра.) фильтры бывают разные. Мы сейчас изготовим самый простой фильтр: возьмем воронку, ватный диск, емкость для воды и пропустим ваши растворы (Дети берут стаканчики с водой, в которых растворили: муку сахар, песок). После того, как дети пропустят раствор через фильтр, каждый делает вывод.
Вывод:
- От сахара воду с помощью фильтра очистить нельзя. Ватный диск не поймал частицы сахара. Вода сладкая на вкус.
- От муки воду с помощью фильтра очистить нельзя: вода мутная. На ватном диске много частичек муки.
- От песка воду очистили не до конца, хотя фильтр поймал очень много песка. Если раствор еще несколько раз пропустить через фильтр, то вода очистится.
Общий вывод: если человек попал в условия, где нет чистой воды. Воду можно очистить с помощью ткани, сложенной в несколько раз, а после прокипятить. То такую воду можно использовать для питья.
Послушайте стихотворение о воде.
Вода - всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состояние полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Итог занятия:
Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о воде. Какая бывает вода? (Ответы детей.) Правильно вода не имеет запаха, не имеет формы, прозрачная, жидкая, может растворять.
Список используемых источников:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова (Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника.).
2. https://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 Светлана Олегова: Берегите воду
3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина, 1999-224с.
4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста : Методическое пособие. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с
5. Соболева О. Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
6. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.